06.07.05

Таможенная антисанитария

Ряд участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) грозятся оспорить в суде письмо Федеральной таможенной службы, ссылаясь на которое, таможенники требуют у компаний санитарно-эпидемиологические заключения на перевозимые грузы. Предприниматели утверждают, что получение разрешительной документации оборачивается для них серьезными убытками, и если таможенники не отменят письмо, то они оспорят его в судебном порядке.

Таможенные органы требуют у перевозчиков санитарно-эпидемиологические заключения на значительное количество перевозимых грузов, ссылаясь на письмо ФТС от 22 сентября 2004 года 07-61/1249. "Письмо разъясняет, как использовать некоторые федеральные документы, в том числе приказ Минздрава, устанавливающий перечень товаров, на которые должны выдаваться эти документы",- говорит сотрудник крупной экспедиторской компании Эдуард Вдовиченко.

Главная проблема заключается в том, что перечень товаров в приказе Минздрава составлен таким образом, что под его действие подпадают практически все перевозимые товары. "Точных сведений о продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе, в нем нет",- утверждает Эдуард Вдовиченко. По мнению перевозчиков, в приказе должны быть указаны коды товарной номенклатуры ВЭД (ТН ВЭД), и тогда будет понятно, на какие товары нужно получать санитарные заключения.

С участниками ВЭД соглашаются и представители Федеральной таможенной службы, однако решить проблему предлагают автору злополучного приказа - Минздраву. "Перечень товаров неограничен,- говорит заместитель начальника правового управления ФТС Алексей Константинов,- поэтому получается, что таможенники на свое усмотрение выбирают товары, требующие санитарно-эпидемиологического заключения. Но, поскольку этот приказ не наш, мы не можем принять претензии участников ВЭД. Они должны быть адресованы Минздраву".

Претензии перевозчиков сводятся к тому, что многие таможенные посты требуют заключения практически на все товары. "Требования по предъявлению санитарно-эпидемиологических заключений даже на таможенных постах в зоне деятельности однойтаможни абсолютно разные. Поэтому прежде чем принять решение по оформлению груза на том или ином посту, приходится проводить аналитическую работу: мы обзваниваем таможенные посты и узнаем, требуется ли там на него заключение",- рассказывает начальник центрального отдела таможенного оформления компании ООО "Елтранс+" Елена Ефремова.

В противном случае если требование компании предъявляется непосредственно при таможенном оформлении, фирма может понести существенные убытки. По словам Эдуарда Вдовиченко, сам документ стоит недорого - 600 руб., но его оформление может занять целый месяц. В результате за время простоя груза убытки могут достигнуть 150 евро за фуру в сутки. "Можно получить заключение и быстрее, но тогда его стоимость будет колебаться от $200 до $300",- говорит Вдовиченко.

Компания "Елтранс+" уже столкнулась с пробелами законодательства на практике. Она оформляла газовые турбины и комплектующие к ним. "При оформлении таможенники не требовали у нас санитарное заключение. Но потом по результатам проведенной Центральным таможенным управлением проверки Подольская таможня возбудила против фирмы дело об административном правонарушении по факту отсутствия этого документа на ввезенный товар",- рассказывает Елена Ефремова. По ее словам, чтобы оспорить действия таможенников, компания уже подала иск в арбитражный суд.

У другой компании, занимающейся международными перевозками, таможенники забраковали ввозимые сварочные аппараты. По логике таможенников, этот товар подпадает под указанную в приказе Минздрава категорию "материалы изделий, контактирующих с кожей человека". "Практически все товары соприкасаются с кожей человека. Получается, что на них надо предъявлять это заключение",- возмущаются представители компании. Сейчас предприниматели обратились в ФТС с требованием отменить письмо. Если таможенники откажутся это сделать, то бизнесмены готовы обратиться в суд.

Бизнес 06.07.05