12.09.08

Свободная экономическая зона даст толчок развитию северных портов

Региональные чиновники не оставляют попыток организовать в мурманском порту свободную экономическую зону. В Государственную Думу внесен законопроект, который позволит создать ее на обоих берегах Кольского залива.

Мурманская область уже принимала участие в конкурсе на создание портовых особых экономических зон (ПОЭЗ), который проводило Минэкономразвития. Для участия в нем регион подготовил сразу две заявки. Первая предусматривала создание особой зоны на восточном берегу Кольского залива. В этом варианте в нее должны были войти и существующие портовые мощности, и те, которые планируется построить в рамках создания Мурманского транспортного узла. На территории нынешнего порта в схему включали угольный терминал, мощность которого после модернизации должна увеличиться до 9,4 миллиона тонн в год, и будущий контейнерный терминал на 1 миллион TEU (эквивалент одного стандартного 20-футового контейнера) в год.

Второй вариант создания экономической зоны предусматривал освоение западного берега. Там предполагается построить крупнейший в России угольный терминал грузооборотом в 18 миллионов тонн в год и нефтеналивной терминал на 25 миллионов тонн в год. Там же должен появиться и новый рыбный терминал. По мнению специалистов, рыбопереработка - бизнес, который получит наибольшие выгоды от создания портовой зоны. Ведь суда прямо с промысла могли бы заходить в ПОЭЗ, не пересекая при этом государственную границу (она пройдет по внешнему периметру зоны), выгружать улов и снова уходить в море.

Правительство области подготовило на всякий случай и третью заявку, включающую в себя проект создания зоны на обоих берегах, но на конкурс ее так и не отправили. Ведь по условиям граница может проходить только по суше. Именно это ограничение, столь существенное для мурманского порта, и должен снять новый законопроект, который будет обсуждать Госдума.

Создание свободной экономической зоны, по мнению экспертов, могло бы серьезно увеличить инвестиционную привлекательностьи нынешнего мурманского порта, и будущего транспортного узла: в ПОЭЗ должны действовать свободный таможенный режим и система налоговых льгот. Правда, эти преференции распространяются не на все предприятия, а лишь на резидентов. Чтобы стать таковым, компания должна инвестировать не менее 100 миллионов евро в строительство объектов инфраструктуры.

Российская газета; 12.09.08