Свет и тени фармацевтического рынка
Лекарственная тема является чувствительной для российского рынка в особенности в свете проводимой в последнее время реформы. Существующие в этой области проблемы затрагивают работу многих государственных институтов, в том числе и Федеральную таможенную службу России. По оценкам экспертов, 70 процентов лекарственных препаратов на внутреннем рынке -импортные. Взаимодействию таможенных органов и участников фармацевтического рынка был посвящен круглый стол . О некоторых проблемах и путях их решения рассказывает участник этого заседания, советник по ВЭД президента Протек Николай Полянский.
- Как вы оцениваете уровень
защиты интеллектуальной собственности применительно к фармацевтическим брендам со стороны таможенных органов? Много ли компаний, работающих на
этом рынке, входят в Реестр объектов интеллектуальной собственности? Какие есть проблемы
по включению в Реестр?
- Интеллектуальная собственность применительно к фармацевтическим брендам защищается самими производителями. Существует пакет документов, которым руководствуются таможенные органы в
части контроля защиты интеллектуальной собственности. Методы за
щиты этой собственности регламентированы законодательными
актами РФ (закон О товарных знаках и Реестр товарных знаков ).
На сегодняшний день из компаний-производителей, ввозящих лекарственные средства в нашу страну, зарегистрировали свои товарные знаки в России всего лишь около 5 процентов. Большинство компаний этого не делают по тем или иным причинам (сложность, дороговизна, нежелание и прочее) и, соответственно, существующие механизмы защиты интеллектуальной собственности действуют в усеченном варианте. Кроме того, по оценкам экспертов, до 80 процентов контрафактной фармацевтической продукции производится внутри России.
- Каков объем серого рынка
(какова его динамика за последние 2-3 года) и какие, на ваш взгляд, необходимы меры со стороны таможенных органов, чтобы пресекать незаконные схемы? Какие убытки терпят добросовестные участники фармрынка из-за существования серого рынка?
- Оценки экспертов по объемам
серого рынка сильно разнятся в
зависимости от методик подсчета и
объективности - от 20 миллионов
до 250 миллионов долларов в 2004
году в среднерыночных ценах. Но
главное, что отмечается всеми участниками рынка, - это положительная динамика в части уменьшения
объемов поставок по заниженным
таможенным ценам и многократное
уменьшение величины занижения,
что является результатом совместной работы таможенной службы и
Союза профессиональных фармацевтических организаций.
- Откуда больше всего ввозится контрафактной продукции?
Какие препараты чаще всего подделываются?
- По данным экспертов, одними
из основных поставщиков были
Болгария и Польша, однако в связи
со вступлением Польши в ЕС можно надеяться, что этот канал производства и распределения будет перекрыт. Другими потенциально
опасными направлениями являются
Индия и Китай, как страны с быстроразвивающимися фармацевтическими технологиями, так как контрафактными лекарственными
средствами становятся высокоэффективные и популярные медикаменты. Другим возможным каналом
поступления контрафактных лекарственных средств может являться Белоруссия, так как нет объективных данных по объемам поступления лекарственных средств, а экспертные оценки по обороту отдельных медикаментов указывают на превышение поступления в республику над их потребностями для населения Белоруссии.
- Насколько, на ваш взгляд,
созрел фармрынок, чтобы работать по-белому ? Как много
компаний хотели бы работать по
упрощенке ? Что этому мешает? Находите ли вы понимание в
ФТС по этому вопросу?
- Фармацевтический рынок Рос
сии с момента своего зарождения
был абсолютно белым, так как его
налогообложение было минимальным, а он не был сильно конкурентным. В связи с введением НДС и
повышением таможенных пошлин
на лекарственные средства стало
экономически выгодным для недобросовестных импортеров использовать схему занижения таможенной
стоимости, а нелегальный канал
быстро превращается в криминальный за счет вбрасывания в него
контрафактной продукции. Однако
в связи с улучшением администрирования и работы таможенных органов приходит понимание, что возможность быть пойманным за руку
резко возрастает, и многие мелкие
фирмы отказываются от таких
схем. Крупные же компании слишком дорожат своим именем, чтобы
использовать их.
- Какие основные проблемы возникают у участников ВЭД в вашей сфере при таможенном оформлении? Как их можно решить?
Основные проблемы делятся на общие вопросы участников ВЭД и специализированные вопросы фарм-рынка. Главными специализированными вопросами фармрынка РФ являются сертификация лекарственных средств и работа в рамках государственной программы дополнительного лекарственного обеспечения Льго-та-2005 . Кстати, согласно закону О техническом регулировании сертификация на лекарственные средства действует до 1 мая 2005 года. Что будет происходить после этой даты, в настоящее время нет определенности: будет ли это декларация соответствия? Каков механизм данной процедуры?
К вопросам же общего характера относятся таможенное сопровождение грузов от границы РФ, в связи с чем происходит увеличение сроков доставки товаров (в среднем на 2 суток) и неопределенность с введением положения о предотгрузочнои инспекции.
- Как быстро, на ваш взгляд,
завершится процесс по внедрению электронного декларирования лекарственных препаратов?
Что этому мешает? Находите ли
вы понимание у таможенников по
этому вопросу?
По вопросу внедрения электронного декларирования на лекарственные препараты, к сожалению,
в настоящее время отсутствует
нормативный законодательный акт,
который разрешает осуществление
электронного декларирования в от
ношении лекарственных средств.
Напротив, существует зарегистрированный в Минюсте РФ 22 апреля
2004 года (регистрационный но
мер 5767) приказ ГТК РФ от 30 мар
та 2004 года 395, пункт 3 которого не дает возможность применять электронное декларирование
лицензируемых товаров. Данный
вопрос, инициированный письменным запросом ОАО Протек , обсуждался в ФТС России. Мы находим понимание у Федеральной таможенной службы, но компетенции ФТС в решении данного вопроса недостаточно. Инициатива должна исходить от ФТС, а окончательное решение должно принять Минэкономразвития РФ. Переговорный процесс прошел, и мы надеемся, что в ближайшие месяцы этот вопрос решится.
- Какую вы могли бы дать
оценку деятельности таможни в
рамках программы Льгота-
2005 ? Какие, по вашему мнению,
необходимо еще принять меры,
чтобы в работе программы не было сбоев?
- По вопросу деятельности таможенных органов в рамках государственной программы дополнительного лекарственного обеспечения
Льгота-2005 хочу поблагодарить
таможенные органы за полное взаимопонимание при решении таких
вопросов, как: ускоренная выдача
лицензий Минэкономразвития на
ввоз лекарственных средств и координирование деятельности таможенных органов на пограничных переходах со стороны ФТС России при импорте лекарственных средств.
Одновременно хотелось бы отметить и департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития РФ, в частности, руководителя департамента Алексея Каульбарса, за понимание задачи и оперативность в решении вопросов по выдаче лицензий Минэкономразвития на импорт лекарственных средств.
Подготовила Валентина Дудкова
Журнал Таможня 11 от 14.06.05