23.06.05

Свет и тени фармацевтического рынка

Лекарственная тема является чувствительной для российского рынка в особенности в свете проводимой в последнее время реформы. Существующие в этой области проблемы затрагивают работу многих государственных институтов, в том числе и Федеральную таможенную службу России. По оценкам экспертов, 70 процентов лекарственных препаратов на внутреннем рынке -импортные. Взаимодействию таможенных органов и участников фармацевтического рынка был посвящен круглый стол . О некоторых проблемах и путях их решения рассказывает участник этого заседания, советник по ВЭД президента Протек Николай Полянский.

- Как вы оцениваете уровень защиты интеллектуальной собственности применительно к фармацевтическим брендам со стороны таможенных органов? Много ли компаний, работающих на этом рынке, входят в Реестр объектов интеллектуальной собственности? Какие есть проблемы по включению в Реестр?


- Интеллектуальная собственность применительно к фармацевтическим брендам защищается самими производителями. Существует пакет документов, которым руководствуются таможенные органы в части контроля защиты интеллектуальной собственности. Методы за щиты этой собственности регламентированы законодательными актами РФ (закон О товарных знаках и Реестр товарных знаков ).

На сегодняшний день из компаний-производителей, ввозящих лекарственные средства в нашу страну, зарегистрировали свои товарные знаки в России всего лишь около 5 процентов. Большинство компаний этого не делают по тем или иным причинам (сложность, дороговизна, нежелание и прочее) и, соответственно, существующие механизмы защиты интеллектуальной собственности действуют в усеченном варианте. Кроме того, по оценкам экспертов, до 80 процентов контрафактной фармацевтической продукции производится внутри России.

- Каков объем серого рынка (какова его динамика за последние 2-3 года) и какие, на ваш взгляд, необходимы меры со стороны таможенных органов, чтобы пресекать незаконные схемы? Какие убытки терпят добросовестные участники фармрынка из-за существования серого рынка?

- Оценки экспертов по объемам серого рынка сильно разнятся в зависимости от методик подсчета и объективности - от 20 миллионов до 250 миллионов долларов в 2004 году в среднерыночных ценах. Но главное, что отмечается всеми участниками рынка, - это положительная динамика в части уменьшения объемов поставок по заниженным таможенным ценам и многократное уменьшение величины занижения, что является результатом совместной работы таможенной службы и Союза профессиональных фармацевтических организаций.

- Откуда больше всего ввозится контрафактной продукции? Какие препараты чаще всего подделываются?

- По данным экспертов, одними из основных поставщиков были Болгария и Польша, однако в связи со вступлением Польши в ЕС можно надеяться, что этот канал производства и распределения будет перекрыт. Другими потенциально опасными направлениями являются Индия и Китай, как страны с быстроразвивающимися фармацевтическими технологиями, так как контрафактными лекарственными средствами становятся высокоэффективные и популярные медикаменты. Другим возможным каналом поступления контрафактных лекарственных средств может являться Белоруссия, так как нет объективных данных по объемам поступления лекарственных средств, а экспертные оценки по обороту отдельных медикаментов указывают на превышение поступления в республику над их потребностями для населения Белоруссии.

- Насколько, на ваш взгляд, созрел фармрынок, чтобы работать по-белому ? Как много компаний хотели бы работать по упрощенке ? Что этому мешает? Находите ли вы понимание в ФТС по этому вопросу?

- Фармацевтический рынок Рос сии с момента своего зарождения был абсолютно белым, так как его налогообложение было минимальным, а он не был сильно конкурентным. В связи с введением НДС и повышением таможенных пошлин на лекарственные средства стало экономически выгодным для недобросовестных импортеров использовать схему занижения таможенной стоимости, а нелегальный канал быстро превращается в криминальный за счет вбрасывания в него контрафактной продукции. Однако в связи с улучшением администрирования и работы таможенных органов приходит понимание, что возможность быть пойманным за руку резко возрастает, и многие мелкие фирмы отказываются от таких схем. Крупные же компании слишком дорожат своим именем, чтобы использовать их.

- Какие основные проблемы возникают у участников ВЭД в вашей сфере при таможенном оформлении? Как их можно решить?

Основные проблемы делятся на общие вопросы участников ВЭД и специализированные вопросы фарм-рынка. Главными специализированными вопросами фармрынка РФ являются сертификация лекарственных средств и работа в рамках государственной программы дополнительного лекарственного обеспечения Льго-та-2005 . Кстати, согласно закону О техническом регулировании сертификация на лекарственные средства действует до 1 мая 2005 года. Что будет происходить после этой даты, в настоящее время нет определенности: будет ли это декларация соответствия? Каков механизм данной процедуры?

К вопросам же общего характера относятся таможенное сопровождение грузов от границы РФ, в связи с чем происходит увеличение сроков доставки товаров (в среднем на 2 суток) и неопределенность с введением положения о предотгрузочнои инспекции.

- Как быстро, на ваш взгляд, завершится процесс по внедрению электронного декларирования лекарственных препаратов? Что этому мешает? Находите ли вы понимание у таможенников по этому вопросу?

По вопросу внедрения электронного декларирования на лекарственные препараты, к сожалению, в настоящее время отсутствует нормативный законодательный акт, который разрешает осуществление электронного декларирования в от ношении лекарственных средств. Напротив, существует зарегистрированный в Минюсте РФ 22 апреля 2004 года (регистрационный но мер 5767) приказ ГТК РФ от 30 мар та 2004 года 395, пункт 3 которого не дает возможность применять электронное декларирование лицензируемых товаров. Данный вопрос, инициированный письменным запросом ОАО Протек , обсуждался в ФТС России. Мы находим понимание у Федеральной таможенной службы, но компетенции ФТС в решении данного вопроса недостаточно. Инициатива должна исходить от ФТС, а окончательное решение должно принять Минэкономразвития РФ. Переговорный процесс прошел, и мы надеемся, что в ближайшие месяцы этот вопрос решится.

- Какую вы могли бы дать оценку деятельности таможни в рамках программы Льгота- 2005 ? Какие, по вашему мнению, необходимо еще принять меры, чтобы в работе программы не было сбоев?

- По вопросу деятельности таможенных органов в рамках государственной программы дополнительного лекарственного обеспечения Льгота-2005 хочу поблагодарить таможенные органы за полное взаимопонимание при решении таких вопросов, как: ускоренная выдача лицензий Минэкономразвития на ввоз лекарственных средств и координирование деятельности таможенных органов на пограничных переходах со стороны ФТС России при импорте лекарственных средств.

Одновременно хотелось бы отметить и департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития РФ, в частности, руководителя департамента Алексея Каульбарса, за понимание задачи и оперативность в решении вопросов по выдаче лицензий Минэкономразвития на импорт лекарственных средств.

Подготовила Валентина Дудкова
Журнал Таможня 11 от 14.06.05