13.01.25

Страны ЕАЭС подготовили юридическую базу для бесшовных ж/д грузоперевозок

Единая система

На заседании Высшего Евразийского экономического совета 26 декабря подписано соглашение о единой системе таможенного транзита союза и третьих сторон. Среди них государства СНГ и торговые партнёры ЕАЭС, уточнили в комиссии. Документ определяет правовые основы для заключения отдельных международных договоров ЕАЭС с другими государствами о создании единой транзитной системы, что позволит участникам перевозочного процесса ускорить доставку грузов и снизить её стоимость для потребителя. «Таким образом, вырастет транзитный потенциал союза, на который приходится 1/7 часть суши, упростится создание новых транспортно-логистических коридоров», – отметил министр таможенного сотрудничества Евразийской экономической комиссии Руслан Давыдов.

Для повышения объёма транзитных перевозок планируются введение единой электронной транзитной декларации, обеспечение исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, применение отдельных специальных упрощений, предоставляемых уполномоченным экономическим операторам государств союза и третьей стороны.

Чипы прокачают транзит

Документ повысит привлекательность ЕАЭС для стран, некоторые из которых уже выражают заинтересованность в возможности присоединения к системе железнодорожных и автомобильных грузоперевозок с обязательным применением навигационных пломб, пояснил «Гудку» Руслан Давыдов.

Навигационные пломбы – это ещё один из основных потенциальных механизмов повышения транзита. Они устанавливаются таможенной службой на границе и снимаются в пункте назначения или при пересечении границы (в этом случае ставится новая навигационная пломба). В каждой стране союза уполномоченные национальные операторы через программные комплексы контролируют перевозку, а информационные системы связаны между собой. В России оператором оказания услуги пломбирования и отслеживания транзитных перевозок назначено ООО «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП)», – сообщили «Гудку» в Федеральной таможенной службе РФ. Минтранс России – орган, ответственный за применение навигационных пломб.

По словам Руслана Давыдова, пломбы – это источник больших данных о перевозчике, маршруте, месте доставки, товаре в грузовом отсеке. «Мировая практика показывает: чем больше такой информации, тем таможне проще и эффективнее организовать систему контроля и управления рисками, точнее выбирать объекты для наблюдения», – добавил он.

Экспериментальная база

Напомним, тестовое использование первых электронных пломб между Белоруссией и Россией состоялось ещё в 2020-м. С апреля 2020 года навигационные пломбы применяются для контроля транзитных железнодорожных перевозок в направлении Европа – Китай через РФ при доставке продуктов питания, подпадающих под процедуру таможенного транзита. «Такие перевозки осуществляются ОАО «РЖД» в сотрудничестве с ЦРЦП в транзитных сервисах АО «ОТЛК ЕРА»», – рассказала «Гудку» руководитель проекта Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) «Сохранность и электронные пломбы», директор АО «ОТЛК ЕРА» по взаимодействию с органами государственной власти и международными организациями Лариса Коршунова.

По её словам, вопросы практической реализации положений соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок, готовности к его внедрению в государствах – членах ЕАЭС обсуждаются на площадке экспертной группы КСТП «Сохранность и электронные пломбы».

Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания автомобильных и железнодорожных грузоперевозок было подписано 19 апреля 2022 года. С тех пор проводилась межгосударственная работа по согласованию и утверждению документов. «В 2024 году мы приняли все необходимые акты, которые позволяют реализовать перевозки с навигационными пломбами. Мы надеемся, что в 2025-м этот механизм заработает и будет огромным шагом вперёд к «опрозрачиванию» товарных потоков», – рассказал «Гудку» Руслан Давыдов.

Сомнения остаются

По оценке специалистов торгово-логистической компании Asia Import Group, многие участники перевозочного процесса пока не в курсе, как именно будет работать нововведение. Нет понимания, распространится ли необходимость использования таких пломб только на перевозки по территории ЕАЭС или затронет и доставку из других стран в государства союза. Многие не знают, какими будут сборы за установку, применение и снятие устройств.

Гудок