Странам ЕАЭС станет проще продавать друг другу качественные духи и молоко
На постсоветском пространстве начнёт действовать базовая модель системы маркировки товаров
Маркировка товаров в странах — участницах Евразийского экономического союза идёт разными темпами. А иногда получается так, что одно государство ввело контроль над той или иной продукцией, а другая этого делать не собирается. Чтобы это не создавало препятствия для взаимной торговли, в ЕАЭС будет действовать базовая модель системы маркировки, соглашение о которой вступает в силу 15 мая.
Когда не обо всём договорились
С 2018 года государства ЕАЭС, то есть Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия начали сотрудничать в вопросах маркировки определённых групп товаров, чтобы вытеснить со своих рынков разного рода подделки и не торговать фальсификатом между собой. В частности, как сообщал ранее сенатор Ильяс Умаханов, в 2018 году в ЕАЭС выявили более 17 миллионов единиц контрафакта, что на 54 процента больше, чем в 2017 году.
Также маркировку ввели, чтобы повысить конкурентоспособность предпринимателей, работающих легально, и собираемость налоговых и таможенных платежей, отмечал в то время тогдашний председатель Правительства Дмитрий Медведев.
Несмотря на то что подписанное соглашение между странами ЕАЭС описывает общие подходы к маркировке товаров, за каждой из них остаётся право составлять собственный список продукции, подлежащей идентификации именно у себя. Какая-то часть этого перечня может контролироваться на территории всего ЕАЭС, если страны к этому придут единогласно. Например, в 2019 году они решили на взаимной основе метить молочную продукцию. Согласно единодушно принятому документу, маркировка сыров и мороженого во всём союзе должна стартовать не позже 1 июня 2021 года. До 1 сентября 2021 года страны введут идентификацию молока, сливок, кефира, йогуртов, масла, творога и молочных напитков со сроком хранения более 40 суток. Молочку со сроком годности менее 40 суток должны пометить до 1 декабря 2021 года.
При этом сроки введения маркировки в зависимости от технологических возможностей государств могут отличаться, отмечал ранее член коллегии по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. Как раз в этой ситуации, а также когда не все страны ЕАЭС договорились метить определённые товары одновременно, возникают сложности при их продаже друг другу, подчёркивал он.
«Чтобы исключить возникновение барьеров в трансграничной торговле на рынке союза, было принято решение о необходимости разработки базовой технологической и организационной модели системы маркировки», — рассказывал Слепнев.
Соглашение о внедрении такой модели вступает в силу 15 мая. Механизм взаимодействия, который она предполагает, таков: если государство хочет поставить другому государству товар, который там подлежит маркировке, а у него нет, то оно должно заказать электронные метки у своего внутреннего оператора. Тот их запросит у трансграничного эмитента, то есть оператора той страны, которой хотят продать товар, а тот обязан предоставить коды маркировки в течение 60 минут с момента получения запроса. Дальше оператор страны-экспортёра передаёт метки поставщику. Сведения, которые должны быть указаны в этом электронном коде, также определяют положения соглашения. Это, в частности, полное наименование юрлица, его адрес, реквизиты, код товара, информация, подтверждающая его декларирование и качество.
Дальше — больше
Сейчас в России, согласно постановлению Правительства, обязательной маркировке подлежат 14 товаров, в том числе табачная продукция, духи, шины и покрышки, некоторые виды одежды, постельное бельё, фотоаппараты, обувь, велосипеды. По правилам соглашения ЕАЭС при включении новой продукции в такой перечень страна — участница союза должна уведомить об этом других его членов.
Сейчас российские власти, например, обсуждают введение обязательной маркировки на алкогольную продукцию, а также на бутилированную питьевую воду, но после того, как над ней проведут такой эксперимент. К 2024 году, как сообщал министр промышленности и торговли Денис Мантуров, наносить средства идентификации могут начать уже на все товары в стране.
«Обязательная маркировка работает исключительно на повышение качества продукции, — сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. — Стоимость маркировки — от 50 копеек до рубля на единицу продукции. Исходя из этого, мы считаем, что повышения стоимости товаров в магазинах не последует».
Также сенатор полагает, что обязательная маркировка вызовет протест только у той части бизнеса, которая работает в теневом секторе, а добросовестные предприниматели отнесутся к ней спокойно.