29.07.16

Стивидоры пытаются избежать перевода тарифов в рубли

ФАС считает необходимым отменить номинированные в валюте тарифы на услуги портов и обязать стивидоров согласовывать ставки со службой. Такую меру можно ввести временно, предлагает ФАС. Об этом говорится в проекте доклада о регулировании тарифов на услуги в портах, который ФАС готовит для президента Владимира Путина, от 20 июня (копия есть у «Ведомостей»). Текущая версия доклада не отличается от этого проекта, говорят чиновники, знакомые с содержанием. Путин поручил перевести тарифы стивидоров в рубли на комиссии по ТЭКу в октябре 2015 г.

Цены в рублях нужно установить только на внутреннем рынке и не распространять на отношения с нерезидентами, говорится в письме гендиректора Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Султана Батова губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву (копия письма от 20 июля есть у «Ведомостей»). С ним согласен и участник совещания по этому вопросу в Совете потребителей при «Росморпорте». В первом полугодии на долю каботажных грузов пришлось 8% всей перевалки, говорится в обзоре «ВТБ капитала». Директор по развитию Portnews Надежда Малышева считает, что частичный переход на рублевые тарифы приведет к потере доходности стивидоров (сейчас рентабельность компаний – 50–70%. – «Ведомости»).

Тарифы в валюте на услуги в портах в 2013 г. установила ФСТ (объединена с ФАС). В 2013–2014 гг. регулирование было отменено, а привязка ставок к валюте сохранилась. После отмены регулирования цены увеличились в 2,5 раза (в рублевом эквиваленте), недовольна ФАС. Сейчас проект доклада отправлен на согласование в Минтранс, Минэкономразвития и Совет потребителей при «Росморпорте».

Минтрансу не очевидны преимущества как возврата к регулированию, так и расчета в рублях, говорил ранее представитель. Представитель Минэкономразвития на вопросы не ответил. Представитель Совета потребителей отказался от комментариев.

Когда тарифы регулировались, стивидоры выводили часть услуг в дополнительные сервисы, которые под регулирование не попадали, напоминают эксперты «Сбербанк CIB». Регулирования можно избежать, раздробив бизнес, но это понизит качество, пишет Батов. Реализация инициатив ФАС грозит сокращением выручки и снижением налоговых платежей, свертыванием инвестпрограмм, трудностями с погашением кредитов, перечисляет Батов. Например, долговая нагрузка НМТП на 31 марта – 1,87 EBITDA (чистый долг – $1,3 млрд), Global Ports (3,6 EBITDA, чистый долг – $1 млрд).

Бенефициарами снижения портовых тарифов станут нерезиденты, говорит один из участников совещания в Совете потребителей: например, международные трейдеры, работающие в России. Сложности возникнут и на рынке контейнеров: контейнерным линиям придется страховать валютный риск, ведь один контейнер может заходить в 20 и более портов и в каждом тарифы номинированы в долларах, говорит собеседник, а платит в итоге за все покупатель.

Ведомости