18.04.07

Стивидоров научат планированию

ОАО «РЖД» ведет переговоры о покупке активов в морских портах на Дальнем Востоке и об увеличении своего пакета акций в ОАО «Компания Усть-Луга».

Вчера на конференции «ОАО «РЖД» – морские порты. Новые формы взаимодействия» президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в очередной раз подтвердил, что компания заинтересована в приобретении акций в портах Владивосток и Находка.

«Вхождение в уставный капитал морских портов нужно нам не для того, чтобы ликвидировать конкуренцию в транспортной отрасли. Включение представителей ОАО «РЖД» в советы директоров акционерных обществ позволит влиять на принятие решений не на уровне личных договоренностей, а на уровне бизнес-проектов. Что в конечном итоге поможет ликвидировать проблемы во взаимодействии портов и железной дороги», – заявил Владимир Якунин.

Несбалансированная работа портов и железных дорог вызывает значительные простои подвижного состава, морских и речных судов.

В 2006 году потери провозных платежей от действия конвенционных запрещений в адрес морских портов составили 2,9 млрд руб.

Как отметил вице-президент ОАО «РЖД» Сергей Козырев: «Наблюдается закономерность. Там, где грузовладелец одновременно является и владельцем портовой инфраструктуры, и владельцем подвижного состава, нет проблем ни с брошенными вагонами, ни с подачей подвижного состава, ни с построением сквозной технологии доставки грузов от предприятия до судна.

Отсюда напрашивается простой вывод: портам, железным дорогам, владельцам подвижного состава для повышения эффективности взаимодействия необходимо проводить реализацию совместных бизнес-проектов. Возможно, с процедурой вхождения в уставный капитал друг друга. Такими проектами в первую очередь могут стать логистические центры».

На развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Дальневосточного бассейна за последние три года ОАО «РЖД» направило около 20 млрд руб. Кроме того, полностью завершена электрификация Транссиба (участок Свиягино – Ружино), что позволило ввести сквозную технологию вождения поездов массой 6 тыс. тонн.

Ведутся работы по реконструкции Рачинского, Лагар-Аульского и Кипарисовского тоннелей, сетевой сортировочной станции Хабаровск-2. Получили развитие предпортовые станции во Владивостоке, Находке, Восточном.

Однако, как отметил начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко, в 2006 году снизилась переработка грузов в морских портах. Главная причина – несоответствие предъявляемых железной дорогой грузов и мощностей стивидорных компаний. Это связано с нарушением специализации портов и как следствие – специализации нечетного потока перевозки (обратная загрузка).

По мнению доцента Хабаровского ГУПСа Александра Балалаева, приобретение ОАО «РЖД» акций морских портов на Дальнем Востоке позволит кардинально изменить взаимодействие на уровне «станция – порт»: «Это даст возможность управлять подводом вагонов не до припортовой станции, а практически до причальной стенки в морском порту. Порт представляет собой элемент логистической цепи с четко определенной целью: перевалка груза с железнодорожного транспорта на морской и обратно. Поэтому вопросами их взаимодействия он заниматься не должен по определению.

В перспективе наиболее целесообразным является создание в рамках ОАО «РЖД» трех управляющих транспортно-логистических центров на Дальнем Востоке, Северо-Западе и в Южном регионе».

В январе 2007 года частные акционеры ОАО «Новороссийский морской торговый порт» передали в доверительное управление ОАО «РЖД» 16% акций.

В конце 2006 года ОАО «РЖД» приобрело 8,5% акций в ОАО «Компания Усть-Луга».

В дальнейшем рассматривается возможность доведения участия компании в капитале этих портов до блокирующего пакета. Так, Негосударственный пенсионный фонд ОАО «РЖД» приобретает еще 16,5% акций ОАО «Компания Усть-Луга». По словам Владимира Якунина, порт Усть-Луга является высокодоходной собственностью, а его стоимость за последние годы выросла в 3 раза.

«Гудок» 18.04.2007