Спорная концепция
Регионы и бизнес не поддержали инициативу таможенников
Удалённые в глубь российской территории таможенные пункты Северо-Запада страны планируется перенести ближе к государственной границе.
С таким предложением к руководству пограничных регионов обратилось Северо-Западное управление Федеральной таможенной службы (ФТС).
За счёт приближения пунктов к госгранице таможенники рассчитывают сократить объёмы поступления в Россию так называемого «серого» импорта. Для этого планируется организовать посты на всех автомобильных и железнодорожных погранпереходах, в морских и аэропортах.
«То, что сейчас вывозится из портов в таможенные пункты, будет растаможиваться непосредственно в порту. Правда, и сейчас 75–95% грузов уже оформляется в порту. Но теперь все оставшиеся проценты закрепим там же. Тем более, что сейчас объёмы упали, и таможенники способны оформить весь объём товаров, которые идут через порты», – заявил начальник аналитического управления ФТС России Владимир Ивин.
По его словам, схема ликвидации внутренних таможенных пунктов уже опробована в Москве, где ликвидировали 23 поста и реорганизовали три таможни. В результате в подчинении Московской таможни осталось всего пять постов. А до конца 2010 года принятой ФТС концепцией переноса таможенной работы к госгранице предусмотрена ликвидация всех внутренних пунктов Московской таможни.
«Если раньше большая часть таможенного оформления происходила в местах, приближенных к грузополучателям и отправителям, то сейчас произойдёт смещение акцентов. Большая часть товаров будет оформляться около границы», – подчеркнул Владимир Ивин.
Однако в регионах к планам ФТС отнеслись скептически. «Где взять столько людей для проведения таможенного оформления на границе? Кроме того, мы не увидели расчётов экономического эффекта от реализации концепции», – подчеркнул вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас. Ведь для обслуживания экспортно-импортного грузопотока, проходящего только по территориям Выборгского района Ленобласти и Псковской области, потребуется строительство 13 крупных терминалов с численностью персонала 450–500 человек на каждом.
«Кроме того, какой смысл переносить таможенное оформление, например в Ивангород, если всё равно потоки груза пойдут через Санкт-Петербург? Концепция должна рассматривать вопрос изменения направления транспортных потоков», – уверен Григорий Двас.
Ещё одна проблема – финансирование предстоящих работ. Президент ассоциации «Транспортно-логистические комплексы Северо-Запада» Андрей Белоногов уверен, что строительство только одного таможенного терминала обойдётся минимум в 1 млрд руб. А всего по стране должно быть построено 66 таких терминалов. «Учитывая строительство инфраструктуры, социального жилья, это очень большие деньги. Наверное, в стране есть более нуждающиеся люди, которым нужно жильё? Кроме того, при том, что окупаемость проекта предполагается через 15 лет, бизнес задаёт логичный вопрос: а где гарантия, что таможенные посты снова не перенесут в другое место?» – говорит Андрей Белоногов.
По его мнению, у ФТС есть куда более актуальные задачи: «Давайте возьмём порт Усть-Луга и построим там инфраструктуру, из-за неразвитости которой сегодня бизнес отказывается там строить терминалы. Но мы там, ничего не развивая, начинаем новую утопичную по затратам концепцию».
Тем не менее, по словам Владимира Ивина, уже в конце апреля «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к Государственной границе РФ» должна быть одобрена государственной пограничной комиссией. А в августе документ может быть утверждён российским правительством.
Гудок; 24.04.09