08.04.08

Спецзона для поездов

В Риге состоялось очередное заседание совместной рабочей группы РФ и ЕС по вопросам логистики и транзита.

Она создана в 2006 году в рамках транспортного диалога между Евросоюзом и Россией. В группе действуют представители Еврокомиссии, а также транспортных ведомств РФ и Латвии. Заседанием руководил глава директората Еврокомиссии Джонатан Шеле.

Стороны обсудили актуальные вопросы, связанные с проблемами пересечения латвийско-российской границы, взаимодействием в модернизации инфраструктуры приграничных железнодорожных участков, внедрением прогрессивных транспортных и таможенных технологий.

Особое внимание в Риге уделили перспективам использования Резекненской специальной экономической зоны в области транспорта и логистики. Её создание открывает возможности для эффективного вложения инвестиций в новые проекты, в первую очередь в транспортную инфраструктуру приграничных районов. Так, в городе Резекне, неподалеку от границы, завершается реконструкция крупного железнодорожного узла, одного из стратегических пунктов транспортного коридора «Восток – Запад». Через Резекне-2 проходит большинство российских грузов к латвийский портам. Здесь же пересекаются маршруты доставки грузов в балтийские порты из многих стран СНГ и Дальнего Востока. Через Резекне идёт магистраль, соединяющая Санкт-Петербург с Вильнюсом, Гродно, Варшавой.

Расширение железнодорожного узла в приграничье поставило вопрос о создании специальной экономической зоны с широкой сетью путей сообщения у границы ЕС с Россией, сооружении новых таможенных пунктов, логистических центров, обслуживающих их предприятий. Возведение нового парка у границы позволит прибалтийским и другим европейским компаниям полнее использовать потенциал Транссиба и других восточных магистралей. В Резекне появилось несколько новых путей длиной 1028 – 1192 м, три десятка стрелочных переводов, защитные тупики, современные системы электроснабжения и обеспечения связью.

Новостройка возводится в основном на средства Евросоюза. Ещё до вступления Латвии в ЕС компания «Латвийская железная дорога» из его программы ISPA получила средства для модернизации системы автоматического управления движением поездов и обнаружения перегрева букс подвижного состава, а также закупила 780 новейших стрелочных переводов. Латвия получила недавно деньги из Когезионного фонда ЕС на транспортные нужды. Общая же сумма, предназначенная для «коридорных» транспортных проектов, превышает 300 млн евро. Только на обновление рельсов коридора «Восток – Запад» израсходуют почти 90 млн евро.

Началась замена железнодорожного полотна на участке Резекне – Зилупе (первая железнодорожная станция на латвийско-российской границе). Путь будет соответствовать всем требованиям ЕС. А в Резекне-2 старые инвентарные рельсы заменили новыми марки 60Е1 350НТВ. Рельсовый материал в объёме 1000 тонн предоставило австрийское предприятие Voestalpine Gmbh. Прежние приёмо-отправочные сортировочные линии длиной до 800 м не позволяли обслуживать российские составы из 70 вагонов. Поэтому на сортировке постоянно скапливались «русские поезда», переформирование которых занимало много времени. Теперь от этих лишних операций удалось избавиться, поезда из России обрабатываются без задержки. После генеральной реконструкции основных объектов станции её мощность возросла на 40%.

Создание специальной экономической зоны позволит решить и некоторые важные экологические проблемы, связанные с перевозкой опасных вещества. Железнодорожный узел Резекне находится в черте города. Поэтому в проекте реконструкции были предусмотрены специальные колодцы для мониторинга грунтовых вод, станция по определению загрязнения воздуха, очистные сооружения.

В ходе заседания рабочей группы эксперты высказали мнение: такие же приграничные таможенные склады, которые будут действовать в экономической зоне на востоке Латвии, нужны и на российской территории. Так, ведущий латвийский эксперт по логистике Калвис Витолиньш полагает, что частично разгрузить границу от автомобильных очередей можно уже сегодня с помощью железнодорожных контрейлерных перевозок, которым, по его мнению, в Балтии не уделяют должного внимания. «Если компании теряют деньги от длительного простоя фур на границе, они, вероятно, будут готовы заплатить «железке», чтобы их автомобили провезли через границу без очереди до ближайшего пункта растаможки в России – например до Великих Лук, – заявил он. – К сожалению, руководство железнодорожных компаний пока не понимает, что эта услуга может быть востребована. Если поймут и решат сопутствующие процедурные вопросы с Россией, смогут неплохо заработать».

«Гудок», 07.04.2008