Спать спокойно скоро смогут владельцы 7000 авто
Владельцы более чем 7000 авто, неизвестно как ввезенных в страну, вскоре смогут спать спокойно. Таможенная служба собирается больше чем в восемь раз сократить свою базу автомобилей, разыскиваемых за неуплату таможенных платежей. Зато с оставшихся в базе таможенники обещают взыскать недоплаченное по полной программе, и, если не найдут контрабандистов, отвечать за них придется покупателям нерастаможенных авто.
Федеральная таможенная служба (ФТС) хочет сверить свою базу данных об автомобилях, объявленных в розыск, с базой Госавтоинспекции. До 15 мая таможенники должны проверить, соответствуют ли данные в их базе сведениям из системы "Автопоиск", которой пользуется МВД, говорится в распоряжении, подписанном руководителем ФТС Александром Жериховым 2 марта.
Расхождения в базах возникают оттого, что таможенники вовремя не получают от милиционеров информацию о судебных решениях и прекращении уголовных дел, рассказывает начальник отдела ведомственного контроля главного управления ФТС Елена Болоцкая. По Уголовному кодексу в розыск можно объявлять автомобили, которые фигурируют в уголовных делах по факту неуплаты таможенных платежей (до 28 марта прошлого года действовал приказ МВД, обязывавший включать в базу и машины, которые числятся в делах об административных правонарушениях).
Сейчас в системе "Автопоиск" свыше 200 000 автомобилей, рассказывает сотрудник МВД. Сколько из них разыскивается за незаконный ввоз в страну, он уточнить не смог. А в базе таможенной службы на 1 октября 2005 г. в розыске числилось 8288 ввезенных гражданами автотранспортных средств. Из них только по ввозу 1039 заведены уголовные дела. "Остальные 7249 машин будут из базы исключены", - говорит Болоцкая.
По данным таможенной службы, физические лица в 2005 г. ввезли в страну около 650 000 автомобилей на сумму $1,7 млрд. На граждан оформляется большинство подержанных автомобилей, ввозимых серыми автодилерами, поясняет независимый аналитик автомобильного рынка Сергей Алексейчук. Иномарки до трех лет растаможиваются по единым правилам, а платежи за ввоз подержанных машин у граждан примерно на 30% дешевле, чем у компаний: они платят не только пошлину, но еще и акциз и НДС, благодаря чему и существует эта схема.
Зато оставшиеся в базе авто таможенники обещают искать с удвоенным рвением. Сотрудники таможенных органов не должны ограничиваться объявлением автомобиля в розыск, пишет Жерихов. Он требует, чтобы его подчиненные использовали все возможные "способы установления местонахождения автотранспортных средств и лиц, причастных к их противоправному ввозу на таможенную территорию России". Способы имеются: таможенная служба относится к правоохранительным органам и имеет собственные органы дознания.
Одновременно с незаконно ввезенным автомобилем правоохранительные органы должны найти лиц, которые ответственны за неуплату таможенных платежей и налогов, и взыскать с них утаенные от государства платежи вместе с пенями и штрафами. За каждый день просрочки в бюджет взыскивается пеня - 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ, напоминает руководитель налогового департамента "Бекер Тилли Русаудит" Эдуард Кучеров, а за неуплату налогов и таможенных платежей полагается штраф в размере 20% от неуплаченного. Но штраф за нарушение процедуры таможенного оформления может достигать стоимости нерастаможенного товара, говорит Кучеров. Взиматься недоплаченные платежи, пени и штрафы могут только через суд.
Но если найти граждан, перемещавших авто через границу и не уплативших таможенные платежи, не удастся, отвечать за них придется покупателю нерастаможенного автомобиля. "Для этого таможенный орган должен доказать суду, что покупатель автомобиля знал или мог знать, что автомобиль не прошел таможенную очистку", - говорит Болоцкая. Таможенникам нередко удается выигрывать подобные иски, говорит она, ведь, "покупая практически новые престижные машины по цене ниже рыночной, люди скорее всего знают истинную причину занижения цены". В крайнем случае суд может взыскать таможенные платежи за счет продажи нерастаможенного автомобиля.
Ведомости 15.03.06