Спасите ремонт от таможенных платежей
Сразу несколько крупных рыбодобывающих компаний обратились в арбитражный суд с просьбой признать недействительными требования Камчатской таможни об уплате платежей за судовой ремонт, произведенный за рубежом. Арбитражный суд эту просьбу удовлетворил.
Согласитесь: когда государственная структура проигрывает в суде это событие неординарное и приятное, о котором стоит поговорить подробно. Тем более этот опыт может быть полезен другим предприятиям.
Большие плюсы
Начну с истоков проблемы. Уверен: даже те читатели, кто не имеет отношения к рыбному бизнесу, легко догадаются, почему местные судовладельцы предпочитают ремонтировать флот за рубежом. Правильно. Иностранцы предлагают высокое качество услуг и удобные условия.
Например, там возможен ремонт в кредит. Если хочешь ремонтировать здесь, на Камчатке, плати сразу. Если необходимо заказать запчасть к судну (а суда у нас в основном иностранной постройки), там это быстрее и дешевле. Доставка в течение недели. Здесь в течение двух, в лучшем случае. Там сроки ремонта гарантированы. Здесь то электричество отключат, то бастуют. Никто ничего не гарантирует. А электричество, кстати говоря, очень недешевое. Сами знаете. И на стоимости ремонта это отражается весьма ощутимо.
А что касается качества Сравните два автобуса, один из которых собран в Южной Корее, а другой в России. Думаю, сравнение не в пользу отечественного производителя. А судно механизм гораздо более сложный, чем автобус. Оно должно оставаться в рабочем состоянии в течение долгого времени в очень сложных условиях и приносить прибыль. Экипажу на нем полгода жить и работать.
Поэтому дальневосточный флот идет на починку в порты Южной Кореи и Китая, создавая там рабочие места и принося хороший доход в казну этих стран.
И тарифная политика, направленная на поддержку российского производителя, нашему судоремонту вряд ли поможет. Как и нашему автопрому.
И один огромный минус
Но у зарубежного ремонта есть серьезный недостаток: когда судно возвращается в родной порт, российская таможня предъявляет его владельцу требование об уплате таможенных платежей 5 % пошлина и 18 % НДС от стоимости ремонтных работ.
А поскольку зарубежный ремонт все-таки не бесплатный и стоит прилично, то пошлина и налог тоже не маленькие. Минимальный ремонт обходится фирме до 50 тыс. долл. Нормальный до 300 тыс. А к этой сумме для расчета пошлины также плюсуется стоимость перехода судна до места ремонта и обратно. Там тоже солидная цифра набегает (зарплаты, суточные экипажа, питание, топливо, амортизационные расходы). Можно примерно посчитать, сколько надо платить таможне за удовольствие чиниться за рубежом. Эти деньги для предприятия совсем не лишние. Их вполне хватит, чтобы укомплектовать судно на промысел: купить промвооружение, тару, робу, провизию.
Небольшие фирмы предпочитают в этом случае не ссориться с Камчатской таможней, потому что себе дороже. Кроме того, у них нет хороших юристов. Но крупные предприятия со своим большим флотом и частыми ремонтами, без которых ну никак нельзя, пытаются избегать платежей.
Например, многие наши суда вообще не заходят в отечественные порты по многу лет. Естественно, все это время они не раз ремонтировались за рубежом. И таможне не платили. Если такое судно вдруг рискнет сюда зайти, таможня вставит его владельцу гигантскую сумму за все прошедшие года миллионы долларов.
А если судовладелец не заявит по приходе судна в установленный срок все сведения, необходимые для расчета таможенных платежей по факту ремонта (контракт, инвойс, акты о постановке судна в док и выходе из него, расчет стоимости перехода и т. д.), будет составлен акт о нарушении таможенных правил. Дальше огромный штраф. Ну и, самой собой, обязательное декларирование ремонта. Поэтому даже в случае форс-мажора это судно постараются увести в иностранный порт, хотя он может оказаться дальше российского. Абсурд.
В общем, между фирмами и таможней идет необъявленная война . Второе дыхание она получила после принятия нового Таможенного кодекса (буду называть его сокращенно ТамКод) в начале прошлого года. Здесь пора уже рассказать об арбитражных судах, с которых я начал.
ТамКод талмуд XXI века
Итак, несколько камчатских компаний обратились в суд с заявлением о признании недействительным требования Камчатской таможни уплатить таможенные платежи за ремонт судов, произведенный в иностранных портах в 2003-2004 годах. Естественно, таможня с такой постановкой вопроса не согласилась. Платежи это ее показатель работы, как тонны угля для шахтеров. Больше платежей больше штат, выше статус. Есть за что бороться.
Спор был долгий и тяжелый. Стороны в качестве аргументов привели массу законов, положений, инструкций и ГОСТов. Причем часто ссылались на одни и те же документы. Только фирмы их трактовали по-своему, таможня по-своему.
Не буду утомлять читателя всеми этими юридическими казусами и нюансами. Приведу в качестве примера только один из них, чтобы вы представили характер спора.
Вот статья 276 Таможенного кодекса Обратный ввоз временно вывезенных транспортных средств , пункт 1: таможенные пошлины и налоги уплачиваются, если транспортное средство подвергалось за пределами РФ переработке , за исключением операций по ремонту, техническому обслуживанию и других подобных операций, необходимых для обеспечения его сохранности и эксплуатации, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза . (Я не случайно выделил это а также , чуть позже объясню, зачем.)
Вот смотрите, как этот пункт можно читать и понимать по частям.
Часть 1. Что значит операции по ремонту, необходимые для обеспечения сохранности и эксплуатации ? Да любой ремонт любого механизма направлен на обеспечение его сохранности и эксплуатации. Этого требуют государственные стандарты. Значит, любой ремонт судна должен освобождаться от пошлин и налогов?
Часть 2. Что значит операции по ремонту, необходимые для поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза ? То есть судно ржавым ушло, ржавым должно и прийти? А если его покрасили, это уже другое состояние? А может, речь идет о техническом состоянии? Но судно всегда выходит в рейс в исправном техническом состоянии. Иначе его не выпустят. Этого требует Положение об эксплуатации судов рыбной промышленности . В таком состоянии оно обычно и возвращается. А уж после ремонта тем более. Значит, в этом случае тоже можно обойтись без таможенных платежей?
Часть 3. Что значит а также ? И? А может, ИЛИ? То есть это одно требование? Или два разных на выбор?
Даже лингвистическую экспертизу заказали в педагогическом университете. И она установила, что ИЛИ.
Вывод. Если о части 2 еще можно спорить, то часть 1 однозначна: любой ремонт освобождается от таможенных платежей. А также , оно же или , часть 2 вообще отсекает. В итоге остается только часть 1, которая рыбаков вполне устраивает.
В кодексе много статей и пунктов, которые можно толковать в интересах предприятий. И наш арбитражный суд отменяет одно за другим требования Камчатской таможни о платежах за ремонт как несоответствующие Таможенному кодексу РФ .
Таким образом, ТамКод действительно немного помог рыбакам, как и было обещано. Только не своей толковостью, а своей бестолковостью.
Рыбаки выиграли сражение, но не войну
Кстати, в других регионах эта проблема стоит не так остро: таможня и предприятия находят компромиссы. Новый Таможенный кодекс позволяет. И все потому, что у других таможен есть другие финансовые источники для повышения показателей.
У нашей их не так много. Но ей тоже спускают план таможенных сборов. А там цифры серьезные. Как же собрать такие деньги, если по товарообороту Камчатка далеко не на первом месте? (При таких тарифах скоро будет на самом последнем). Одним из немногих источников платежей для местной таможни оставались те самые пошлины за ремонт.
Хотя, спрашивается: за что платить? Ведь это не модернизация судна. Оно не становится больше, быстрее. Производительность не увеличивается. Тип не меняется. Речь идет, в основном, об обычном ремонте, который нужен, чтобы пароход при ближайшем шторме не пошел ко дну и не потащил за собой людей.
Таможню, конечно, можно понять. А все-таки правда и Камчатский арбитражный суд на стороне рыбаков. Так что, уважаемые предприятия, судитесь, если можете себе это позволить. Шанс победить есть.
Вести (Петропавловск-Камчатский)30.03.05