Союз и минус
1 июля новый Таможенный кодекс вступил в силу в России и Казахстане, спустя пять дней его приняла и Белоруссия. Изменятся не только отношения трех стран, новшества касаются и граждан. Перевозить теперь можно больше денег и более дорогие товары без уплаты пошлины. Но те, кто ждет посылок из-за рубежа, уже столкнулись с проблемами. А изменения в правилах оценки ввозимых гражданами товаров могут вызвать еще большие проблемы.
АНАСТАСИЯ КАРИМОВА
Отложенный ввоз
Единственная проблема, связанная с созданием единого таможенного пространства России, Казахстана и Белоруссии, с которой успели столкнуться россияне,— задержка получения посылок из-за рубежа. "Еще в канун Нового года из-за наплыва отправлений и реорганизации в работе таможни и "Почты России" посылки либо приходили с очень большим опозданием, от двух месяцев, либо вообще перестали приходить,— говорит Алексей Чеботарев, создатель ресурса о шопинге в зарубежных онлайн-магазинах Buyblog.ru.— У меня было потеряно четыре посылки из семи, которые были отправлены из США обычной авиапочтой с конца ноября до середины декабря. В апреле таможня и почта начали переводить друг на друга стрелки. Курьерские службы UPS, DHL и FedEx по очереди говорили, что отказываются принимать отправления в Россию из-за новых правил таможенного оформления, из-за этого несколько крупных интернет-магазинов (например, Asos и Shopbop) отказались принимать заказы". Новые правила, в частности, требуют при пересылке группы отправлений стоимостью до ?200 оформлять каждое отправление индивидуально по пассажирской декларации, то есть с указанием паспортных данных адресата. По словам Чеботарева, только с середины июня большая часть посылок стала приходить в нормальном режиме — через три недели после отправления, как и было раньше.
Представители курьерских служб существование проблем, связанных с началом работы Таможенного союза, не признают. "В процессе подготовки к введению нового таможенного законодательства все очевидные моменты, которые могли бы негативно отразиться на качестве сервиса, были предусмотрены,— уверяет Юрий Шевченко, директор по операционной деятельности DHL Express в странах СНГ и Юго-Восточной Европы.— Мы не наблюдаем внештатных ситуаций, которые могли быть вызваны введением нового таможенного законодательства". При этом, предупреждает Шевченко, риск возникновения определенных сложностей или сбоев, особенно на начальном этапе внедрения нового кодекса, все еще остается. "Такие проблемы будут решаться в рабочем порядке и вряд ли повлекут за собой серьезные неудобства для клиентов компании",— успокаивает он.
"Создание Таможенного союза не повлекло за собой проблем при проведении таможенного оформления международных почтовых отправлений,— вторят в пресс-службе "Почты России".— "Почта России" была готова к вступлению в силу 1 июля Таможенного кодекса и продолжает конструктивное взаимодействие с таможенными органами".
Эксперт по онлайн-покупкам Алексей Чеботарев, однако, не советует заказывать товары за границей раньше зимы, он утверждает, что почти наверняка будут проблемы с таможней или курьерской службой. По его оценкам, сейчас российская аудитория зарубежных онлайн-магазинов составляет несколько сотен тысяч человек и стремительно растет, ситуация может стать критической отчасти и по этой причине.
"У нас любые изменения в государственных структурах идут с треском, а тут сама таможня! — восклицает Чеботарев.— Она не сможет перестроиться мгновенно под новые правила. Сейчас поток посылок низкий, лето же. А вот осенью и зимой опять пойдет вал, особенно учитывая то, что лимит повысили и теперь можно заказывать намного большее количество товаров, не платя дополнительно пошлины. А ведь еще частным курьерским службам добавили работы, усложнив таможенное оформление".
Возникают и спорные ситуации, каких раньше не было. "По новым правилам нельзя пересылать в посылках растения в любом виде. Таможенники решили, что чай тоже попадает под этот запрет,— рассказывает Чеботарев.— С одной стороны, они правы: под видом чая можно провезти нечто совсем другое. Вот одному незадачливому покупателю и предложили отправить его посылку на экспертизу на срок до двух месяцев. С другой стороны, уточнения по чаю в новых правилах нет. Если цепляться ко всему, что имеет растительное происхождение, то джинсы тоже когда-то были хлопком".
После вступления кодекса в силу возможны задержки почтовых отправлений и по другим причинам.
Как поставлена оценка
4 июля ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин опубликовал в своем блоге интервью с анонимным источником, который "непосредственно имеет отношение к Федеральной таможенной службе (ФТС)". Запись вызвала резонанс. Источник отмечал плюсы новых правил для тех, кто заказывает товар за рубежом, и возможные трудности. Теперь, когда в посылке товары для личного пользования, пошлина не взимается, если их стоимость не превышает ?1 тыс. Раньше планка беспошлинной покупки была иной: 5 тыс. руб. для курьерских служб, таких как DHL, или 10 тыс. руб. для почтовых посылок через "Почту России". Однако анонимный источник Муртазина призывает не спешить с покупками: "В таможне нет сформированных структур или штатных единиц для работы с возросшим потоком отправлений. Никто не предупреждал, что это будет необходимо, никто не проводил предварительную работу". По его словам, нас ожидают два-три месяца коллапса с посылками, "затем все придет в норму, возникнут правила игры как для покупателей, так и для принимающей стороны в лице таможни". Коллапс, предупреждает источник, может вызвать новая процедура оценки пересылаемого товара. Теперь ее можно производить по тем ценам, которые устанавливают импортеры внутри России. А поскольку смысл покупки за границей чаще всего в том, что товары там гораздо дешевле, то, если их оценят дороже и заставят платить пошлину, ввоз станет невыгодным.
В самой ФТС, куда корреспондент "Денег" обратилась за разъяснениями, утверждают, что таможенникам в обычной ситуации прибегать к оценке ввозимого по косвенным источникам не понадобится. Начальник пресс-службы ФТС Дмитрий Котиков сослался на ст. 361 нового Таможенного кодекса: "В случае отсутствия у физлица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов и сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы или сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров". Где будут брать каталоги, представитель ФТС не уточнил, но заверил, что этот пункт касается тех, у кого вообще нет документов о стоимости товара, либо тех, кто предоставляет на купленные товары чеки от совершенно другой продукции или фальшивые. "Не думаю, что инспекторы будут часто и повсеместно ориентироваться на внутренние цены,— соглашается Алексей Чеботарев.— У каждой посылки есть отправитель, по нему инспектор может найти тот магазин, где куплен товар, и выяснить его настоящую стоимость. Найти этот товар, скажем, в "Яндекс.Маркете" обычно не проще, чем на сайте иностранного магазина, где он был куплен. Эта норма будет применяться, скорее всего, в отношении недобросовестных покупателей, тех, кто закупает большое количество одинаковых товаров".
Грань между "добросовестным" и "недобросовестным" покупателем условна. Чеботарев рассказывает о случаях, когда проблемы с оптовыми покупками возникали у тех, кто совершал их для себя. Например, для того, чтобы получить скидку, люди закупают контактные линзы сразу на несколько месяцев вперед. "На месяц человеку нужно 60 линз-однодневок, а на несколько месяцев — несколько сотен. Подобные партии таможня очень не любит,— говорит Алексей.— Как правило, выясняется это, только когда человек начинает искать свою посылку, застрявшую на таможне. Ему приходится связываться с таможенниками и объяснять, сколько линз он тратит. Таможенники тоже люди и, как правило, такие посылки отдают". С аналогичными проблемами могут столкнуться не только заказчики партий товаров в онлайн-магазинах, но и те, кто купил их в обычных магазинах за границей самостоятельно и пытается ввезти в Россию. Существование субъективных факторов в работе инспекторов в обоих случаях не отрицают и в Федеральной таможенной службе.
Границы личного
В соглашении "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза" сказано: отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками, исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах, характера и количества товаров, частоты пересечения границы физическим лицом и перемещения им товаров через таможенную границу. Некоторые товары вынесены в приложение к данному соглашению и не могут быть отнесены к товарам для личного пользования (а значит, не избавлены от уплаты пошлин) в принципе, например медицинская техника, солярии, оборудование для фотолабораторий.
"Система управления рисками — это не только набор стандартов оценки товара, зафиксированный в отдельной главе союзного Таможенного кодекса, но и компьютерная программа, существующая на базе Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС",— говорит Владимир Елин, председатель совета директоров "Смарт лоджистик групп" и руководитель проекта "Виртуальная таможня". Елин сравнивает ее с аналогичными программами страховых компаний, куда заносятся данные клиента: компьютер их обрабатывает, определяя уровень риска и, соответственно, стоимость страховки в каждой конкретной ситуации. В случае с таможней компьютер помогает определить, насколько велик риск несоблюдения таможенного законодательства и неуплаты таможенных платежей.
По словам Дмитрия Котикова из ФТС, система служит минимизации субъективных факторов при оценке товаров, но он признает, что от этих факторов до конца не избавиться: "Уменьшение субъективизма не должно оборачиваться бюрократическим отношением к человеку. Есть случаи, когда люди провозят значительное количество товаров именно для личных нужд, например, им необходимо большое количество одинаковых упаковок фармпродукции по медицинским показаниям". Система, возможно, определит большой набор как покупку, сомнительную с точки зрения таможенного законодательства, но таможенный инспектор, рассмотрев обстоятельства гражданина, скорее всего, отнесет ее к товарам для личного пользования и избавит человека от уплаты пошлин.
Эксперты считают, что для борьбы с наследниками "челноков" — частными лицами, которые ввозят в Россию товары беспошлинно с целью дальнейшей перепродажи, у таможенников нет ни ресурсов, ни желания. "Так существует в России бизнес по продаже "айфонов" и других технических новинок, еще не поступивших у нас в официальную продажу. Это отличная подработка для студентов: они покупают в онлайн-магазинах беспошлинно два телефона в месяц и перепродают с небольшой наценкой,— говорит Владимир Елин.— У ФТС сейчас нет человеческих ресурсов для борьбы с такими дельцами". По словам Елина, отсутствует какая бы то ни было информационная база покупок, совершаемых людьми в заграничных онлайн-магазинах, и вычислить тех, кто заказывает по два-три "айфона" в месяц, практически нереально. Впрочем, Елин не исключает, что такая база у таможенников появится в скором времени.
"Люди всегда боятся чего-то нового,— сетует представитель комиссии Таможенного союза Александр Корсунов.— Я уверен, что, немного разобравшись, люди выяснят для себя большое количество положительных моментов, связанных с единой таможенной территорией: единообразие и упрощение в оформлении документов, увеличение количества провозимых личных вещей и наличных денежных средств физическими лицами и многое другое".
Раньше, говорит Корсунов, можно было вывозить из России без письменного декларирования денежную сумму, не превышающую в эквиваленте $3 тыс., а вывоз $3-10 тыс. подлежал обязательному таможенному декларированию. Теперь декларированию не подлежат денежные средства и дорожные чеки на общую сумму до $10 тыс. Кроме того, теперь таможенной пошлиной в размере 30% не облагаются перевозимые через границу товары (не посылки) стоимостью до ?1,5 тыс. и весом до 50 кг (раньше без уплаты сборов можно было ввезти 35 кг товаров, общая стоимость которых не превышала 65 тыс. руб.). Корсунов уверяет, что у разработчиков законодательства Таможенного союза не было цели усложнить жизнь гражданам, привыкшим закупаться за границей, и проблемы с провозом товаров и получением посылок пока могут возникать исключительно из-за недостатка правоприменительной практики.
Журнал «Деньги» № 27 (782) от 12.07.2010