20.03.12

Слияние UPS и TNT сформирует серьезного конкурента для DHL

Объединение бизнеса американской службы доставки почты UPS (United Parcel Service) и голландской TNT Express не только создаст глобального оператора с оборотом в 45 млрд евро, но и поменяет расклад сил на российском рынке почтовой логистики. Эксперты считают, что с учетом ожидающегося смещения рынка от корпоративных потребителей к частным пересмотр стоимости услуг неизбежен.

Предстоящая сделка будет представлять собой поглощение американцами конкурента за 5,16 млрд евро. Каждая акция TNT обойдется покупателю в 9,5 евро.

Для UPS это самое крупное и дорогое приобретение, из 30 купленных ранее компаний дороже всего обошлась американская Overnite, которая стоила 990 млн евро (по текущему курсу). О покупке голландской компании UPS , которой нужно расширять свое присутствие в Европе, пыталась договориться почти три года. Двумя месяцами ранее TNT отвергла очередное предложение UPS, которая хотела выкупить компанию за 4,89 млрд евро. Тем не менее компания-претендент проявила упорство, и переговоры были продолжены. Прошлый год TNT закончила с убытком в 270 млн евро, хотя за 2010 год получила прибыль в 66 млн евро. В компании такое положение дел объяснили тем, что в 2011 году возросли ее расходы на реорганизацию, одновременно снижались доходы от бизнеса на развивающихся рынках. В мае 2011 года акции TNT стоили по 10 евро, а в ноябре уже 4,6 евро за бумагу. На оранжевые грузовички TNT Express и все остальные активы компании претендовал еще один крупный игрок — американский FedEx, однако эта компания сосредоточилась на модернизации авиапарка и выбыла из игры.

Слияние поможет компаниям создать глобального логистического лидера с годовым оборотом в 45 млрд евро. Около 36% выручки, как ожидается, объединенная структура будет получать за пределами США. UPS расширяет присутствие на европейских рынках и ранее недоступном китайском.

В России работают обе компании. На нашем рынке присутствуют и два других игрока «большой четверки» международного масштаба — DHL и FedEx. Все они делят рынок с местными компаниями. На долю десяти крупнейших компаний экспресс-доставки, работающих в России, приходится, по разным подсчетам, 70–80% рынка. Оценки объема рынка немного разнятся. Первый заместитель генерального директора компании «ЕМС Гарантпост» Александр Алдонин оценивает рынок примерно в 521 млн евро, тогда как аналитики Discovery Research Group считают, что годовой объем меньше — 453 млн евро.

Разница в оценке аналитиками и игроками заметна и в распределении долей. Так, по прикидке Александра Алдонина, основные игроки и их доли выглядят так: «Почта России»(EMS) — 20%, «Гарантпост» — 6 %, DHL — 13 %, еще одна российская компания СПСР — 8%, на долю TNTUPS — 6%, Pony Express — 7%. «Поскольку доля компаний TNT и UPS сегодня на российском рынке не превышает 10%, то следует полагать, что значительного изменения на нем от слияния этих двух компаний не произойдет», — говорит Алдонин. По данным исследовательской компании Discovery Research Group, доля DHL на российском рынке составляет 40%, UPS — 11,7%, TNT — 10,3% и 38% рынка у остальных.

Ежегодно объем отечественного рынка экспресс-услуг увеличивается на 5–10%. Основной рост обеспечивают компании, занимающиеся онлайн-торговлей, где логистика одно из важнейших звеньев в цепочке от заказа до получения товара. Примерно в середине 2010 года, когда восстановились после кризиса основные сегменты потребительского рынка, существенно изменился принцип выбора потребителями экспресс-перевозчика. Сейчас фактор качества вновь выходит на первый план. В дальнейшем конкуренция будет проходить по двум основным критериям — стоимость доставки и ее сроки. Игроки рынка экспресс-доставки отмечают, что для крупных клиентов, заинтересованных в срочности, цена уже не является определяющим фактором выбора исполнителя услуги.

Однако есть вероятность, что игрокам все же придется пересмотреть свою ценовую политику. Сейчас почти 70% рынка приходится на корпоративных заказчиков, но вектор постепенно смещается в сторону частных клиентов. Исполнительный директор Discovery Research Group Илья Ломакин, считает, что объединившись UPS и TNT создадут компанию, которая будет способна конкурировать с DHL. Российское представительство DHL отказалось от комментариев.

Московские новости