28.01.05

Скорость поставки выросла

Расширение ЕС, так неоднозначно оцениваемое представителями сферы перевозок, стало достоянием истории. Что нового принесло оно? Как повлияло это событие на работу существующих систем транзита? Как перевозчики адаптируются к новым условиям? Несмотря на то что времени с момента расширения Евросоюза прошло не так уж много, уже можно говорить об определенных положительных тенденциях, наметившихся в работе украинских автоперевозчиков. Да и перевозчики новых стран - членов ЕС не стоят на месте - стараются воспользоваться новыми транзитными возможностями, появляющимися со вступлением их государств в Евросоюз. Виталий Липовский, президент Украинского союза автомобильного транспорта и логистики:

Как известно, исчезли таможенные границы между новыми странами - членами Евросоюза, в том числе и между странами бывшей Вышеградской группы. К чему это привело?

Первый анализ, своеобразный блиц-опрос, который мы провели среди украинских перевозчиков - членов нашего союза, показал, что если до расширения ЕС машины наших перевозчиков выполняли в среднем 1,5-1,7 рейса в месяц в такие страны Евросоюза, как Германия или Голландия, то сегодня с ускорением прохождения границ между новыми и старыми членами Евросоюза, на которых остался лишь пограничный контроль, наши перевозчики делают 2-2,2 рейса в месяц. Естественно, это увеличивает провозные возможности, которыми располагает Украина, и если до сих пор это достигалось увеличением парка автомобилей, то в нашем случае увеличение провозных возможностей связано с ускорением движения транспорта. Это положительный момент, который позитивно повлиял и будет влиять на развитие украинского рынка международных перевозок.

Новая альтернатива

Сегодня при пересечении бывших границ Евросоюза осуществляется лишь контроль документов на транспортное средство и проверяется наличие визы у водителя. Терминалы для таможенного оформления на этих границах (Германия - Польша, Германия -Чехия, к примеру) не используются для таможенного оформления транзитных автомобилей. Кроме того, нужно отметить, что с расширением ЕС вывоз товаров автомобильным транспортом из Евросоюза значительно упростился. Сегодня перевозчик может получить в месте загрузки так называемую экспортную декларацию - экспортный документ ЕХ или АЕ, который является, по сути, финансовым документом для возврата экспортного НДС, и ехать с ним по всей территории ЕС вплоть до границы с Украиной. Такой документ закрывается на выходной границе ЕС (к примеру, на польско-украинской границе). Как видите, в этом случае не нужен ни карнет TIR, ни документ Т.

В России растет интерес к системе Т

Что касается ввоза товара в Евросоюз, то нужно сказать, что ничего особенного не произошло - документы Т1 продолжают успешно работать. Здесь следует отметить, что с расширением ЕС российские перевозчики получили возможность работать напрямую с системой Т, так как восточные границы балтийских государств стали восточной границей Евросоюза. Это позволило российским перевозчикам сократить использование кар-нетов TIR. Интерес к документам Т у россиян растет.

Что нужно знать о TIR

С расширением ЕС в Украине возникла очень интересная ситуация, когда ряд украинских грузоотправителей вдруг начали проявлять больший интерес к карнетам 77R. Пытаясь разобраться с ситуацией, мы выяснили, что эти грузоотправители - особо ревностные сторонники системы TIR - попросту хотят оставить за собой возможность проиграться с инвойсами . Что имеется в виду: когда открывается карнет TIR и закрывается экспортная декларация, где-то посреди пути следования товара меняются инвойсные документы. Цель понятна - занизить декларируемую стоимость ввозимого товара и снизить таможенные пошлины, одновременно планируя продать товар в Украине по стоимости оригинального ин-войса. На эту схему обратила внимание наша украинская таможня, и я могу точно сказать, что сейчас приход в Украину транспорта из ЕС с карнетом TIR вызывает пристальное внимание наших таможенных органов, особенно в части изучения документов, декларирующих стоимость товара. Кроме того, в связи с принятием нового Таможенного кодекса в Украине введен ряд нормативных документов по оценке таможенной стоимости товаров. В итоге получилось так, что по просьбе отправителя перевозчик, идя ему навстречу, оформляет карнет TIR, а на границе у него начинают проверять инвойс, запрашивать различные оценки, и в результате машина может долго простоять на границе.

Нельзя не учитывать также фактор ввоза контрабанды, впоследствии чего все претензии будут выставлены перевозчику, так как в CMR может быть указана фирма X, которая завтра либо переедет в неизвестном направлении, либо исчезнет вообще, предварительно отправив товар налево . Таможня после сверки документов недосчитывается платежей в бюджет, а отвечающей стороной в этом случае выступает держатель карнета TIR, то есть перевозчик. Это возврат к чудовищной системе, действовавшей в 1994-1997 гг., когда нечестные грузоотправители и таможенники дружно ставили фальшивые печати в карнеты TIR и CMR, a вся ответственность потом ложилась на перевозчика.

Честные же грузополучатели никогда не настаивают на транзите груза под карнетом TIR.

Виртуальная таможня по материалам журнала Transportweekly