03.08.10

Сколько терминалов в Усть-Луге

На сегодня в Усть-Луге сдано 4 км причальных стенок. С выходом порта на полную проектную мощность будет 10. С терминалами все не так однозначно. Действующих - шесть: паромный комплекс, УПК, «Юг-2», лесной, серный и угольный. Сколько их должно быть всего, зависит от того, как считать - по географическому принципу (Новая гавань), по степени готовности (контейнерный, БТС-2, СУГ, газового конденсата, нефтепродуктов) или с учетом подписанных (минеральных удобрений) или готовящихся (методом исключения - зерновой и металлов) соглашений с инвесторами.

Чем больше – тем лучше

Главное, чтобы терминальный проект стал действующим. Грузовая база для терминалов, инвесторами которых выступают грузовладельцы, вопросов не вызывает: сам построил - сам подогнал грузы. Не подогнал – терпишь убытки. Наличие собственного терминала позволяет придержать груз до лучших времен, не входя в убыток из-за простоя на железной дороге, СВХ или при снижении цен. Терминалы общего пользования (а таких в Усть-Луге меньшинство) теоретически находятся в более жестких рыночных условиях, однако действующие на сегодня УПК и МПК «Юг-2» поводов для беспокойства не дают.

Плюс на минус

Удаленность Усть-Луги от мест, где привыкла ступать нога человека, чревата проблемами не только с докерами и ИТР, но и с теми, кто ими будет руководить. Грузовладельцам, судовладельцам, агентам, экспедиторам придется открывать в порту офисы, либо регулярно кататься по маршруту Петербург – Усть-Луга – Петербург. Главные офисы портовых властей (Усть-Луга входит в зону ответственности Администрации Большого порта Санкт-Петербург) находятся в Петербурге. До тех пор, пока в порту нет административно-делового центра, географический плюс оборачивается минусом.

Одно окно в Европу

Усть-Луга, для которой была выбрана девелоперская модель развития (один заказчик-застройщик и много грузовладельцев-инвесторов), в силу особенностей российской законодательной базы стала тем, чем она стала: конгломератом терминалов, объединенных общей территорией, акваторией, электростанцией и железнодорожной веткой, однако разрозненных и вынужденных решать свои проблемы каждый по отдельности. Своего рода Россия в миниатюре – каждый за себя.

Импорт / экспорт

Кстати, грузовая номенклатура Усть-Луги (с учетом как действующих, так и строящихся терминалов) также стопроцентно отражает специфику российского внешнеторгового баланса: львиная доля сырьевого экспорта при незначительной доле высокотехнологичного импорта: нефть, уголь, газ, сера, лес и сравнительно немного нефтепродуктов и минеральных удобрений на выход, контейнеры и автомобили на вход.

В сухом остатке

За то время, пока проект перешел из фазы обсуждений в активную (а последнее время прямо-таки ударную) фазу, лозунг «Российские грузы – российским портам» был процентов на 90 реализован. Поэтому конкурировать Усть-Луге теперь придется со своими, родными – и за грузовладельцев, и за судовладельцев, и за персонал.

Вопрос

Сколько, на ваш счет, терминалов в Усть-Луге? На каких из этих терминалов вы были, а на каком хотели бы побывать?

SeaNews; 03.08.10