Складывать некуда
Петербургу срочно нужны помещения для хранения и перевалки грузов
В этом году в северной столице активно строятся и закладываются офисы и склады классов А и В+. Спрос на качественные здания сформировали пришедшие в Санкт-Петербург крупные московские и иностранные компании, и в дальнейшем, по мнению аналитиков, он будет только расти.
В северной столице наблюдается дефицит предложения качественных складских площадей, особенно площадью более 3 тыс. кв. м. Из-за этого многие крупные компании строят собственные складские комплексы самостоятельно. В настоящее время общая площадь качественных складов (без учета объектов, построенных компаниями для собственных нужд) составляет около 215 тыс. кв. м. В процессе строительства находятся два десятка современных складских комплексов классов A и B+. Всего до конца 2006 года будет введено еще 500 тыс. кв. м новых и реконструированных складов. Большая часть этих проектов реализуется компаниями для собственных нужд, поэтому на рынок они не попадут. Так что дефицит сохранится.
"Но нужно иметь в виду, что реально к строительству приступили немногие. Поэтому представить, что будет на самом деле реализовано, сложно. Складские терминалы, которые уже начали строиться, - это мизер по сравнению с тем, чего требует рынок. Девелоперы пока еще не рассматривают перспективность буферных, то есть распределительных складов. Это те объекты, которые работают не на снабжение города, а на распределение грузов. Яркий пример - складской комплекс "Сити". Несмотря на то что он не отвечает всем техническим нормам, его заполняемость полная", - уверен Кирилл Малышев, старший консультант департамента офисной и складской недвижимости Colliers International.
В 2005 году общая площадь введенных складских объектов составила порядка 200 тыс. кв. м. Ожидается, что до конца 2006 года в городе будет введено 200 тыс. кв. м складских площадей современного уровня, из них 160 тыс. кв. м площадей коммерческого назначения и 40 тыс. кв. м под собственные нужды. Прогноз на 2007 год - примерно 170 тыс. кв. м складских площадей высокого класса, из них 40 тыс. кв. м под собственные нужды и порядка 130 тыс. кв. м складских площадей коммерческого назначения.
В этом году только за первое полугодие 2006 года в эксплуатацию было введено три крупных складских комплекса. Так, "Евросиб" ввел в эксплуатацию терминально-логистический центр (ТЛЦ) "Предпортовый". Компания "Агроторг", управляющая сетью "Пятерочка", ввела распределительный комплекс, обслуживающий магазины Петербурга и Ленобласти, вторая очередь которого была сдана весной. Площадь крупнейшего логистического центра ритейла - 20 тыс. кв. м, что позволяет вмещать около 12 тыс. тонн продукции. В июле компания "МБК Замороженные Продукты", контролирующая 60% петербургского рынка продуктов глубокой заморозки, открыла свой второй холодильно-складской комплекс под Всеволожском. Полезная площадь складского комплекса составляет 4500 кв. м, он рассчитан на 5 тыс. паллето-мест.
Всего в северной столице на 1 тыс. жителей приходится в общей сложности около 26 кв. м складов европейского уровня, это мизер по сравнению с Москвой и крупными городами Восточной Европы. Несмотря на высокий потенциал, транспортно-складской комплекс Санкт-Петербурга и Ленинградской области пока развит довольно слабо, в результате чего город (вместе с областью) пока не может считаться терминальным центром международного уровня. Импортные товары с высокой добавленной стоимостью по-прежнему идут на восток через Москву, где расположены основные дистрибьютерские и логистические центры.
"Обладая огромными площадями, пригодными для хранения и перевалки грузов, Санкт-Петербург не имеет внятной концепции реализации логистического потенциала. Власти пока слабо контролируют ситуацию, хотя их роль ключевая: создание стройной системы логистики требует реструктуризации сложившейся в городе застройки - сноса каких-то из существующих объектов, пробивки новых магистралей, строительства современных транспортных развязок и т.д., - отмечает Игорь Горский, директор по развитию Группы компаний "Бекар". - Приход на рынок новых торговых операторов и расширение уже существующих сетей также потребуют строительства новых складов или перепрофилирования существующих складских баз. Если Россия вступит в 2007 году в ВТО, спрос на складские помещения еще повысится".
Нынешний спрос на подобные помещения класса А оценивается им приблизительно в 520 тыс. кв. м, класса В+ - в 2 млн кв. м. По мнению участников рынка, складская недвижимость в настоящее время является одним из наиболее привлекательных сегментов для капиталовложений. "Срок окупаемости инвестиций в него в среднем составляет пять-шесть лет, а при хорошем менеджменте - три-четыре года", - считает генеральный директор компании Colliers International.
Известия; 18.10.06