08.07.09

Склады сдвинулись с мертвой точки

Если раньше основными потребителями складских комплексов класса А были логистические компании, то сегодня они отошли на второй план. И девелоперы, которые в сегодняшних непростых экономических условиях все-таки выходят на стройку или продолжают реализацию складских проектов, рассчитывают в основном на «конечных пользователей» – международные и отечественные производственные и торговые компании. Характеризуя ситуацию на рынке складских услуг и строительства складских комплексов Дмитрий Волков, заместитель руководителя отдела консалтинга и оценки компании Praedium, заявляет: “Конец 2008 года характеризовался полной растерянностью арендаторов: намеченные договоры откладывались, решений не принималось. Основным фактором, сдерживающим арендаторов складских комплексов, было наличие неопределенности в собственном бизнесе арендатора. Многие в качестве точки отсчета брали конец 1 квартала 2009 года, когда можно было объективно оценить снижение объема продаж и определить реальные потребности в складских мощностях. Прошедшие весенние месяцы были в целом позитивными: активность арендаторов возросла, стали проходить сделки”.

Строятся новые склады

Несмотря на продолжающееся увеличение вакантных складских площадей, компания “Геламко” объявила о начале строительства логистического парка “Дмитров” в Подмосковье, первая фаза которого будет завершена к I кварталу 2010 года. Девелопер и компания-консультант весьма оптимистичны в своих прогнозах относительно перспектив данного логистического комплекса и предполагают, что первая фаза проекта будет сдана в аренду до официального завершения строительства или сразу после него. Хотя, как подчеркивает Полина Шипицина, консультант отдела складских и индустриальных помещений Jones Lang LaSalle, они не склонны переоценивать уровень спроса на данный объект: “Даже в текущей экономической ситуации реальный спрос на складские помещения находится на хорошем уровне, однако существенно изменилась его структура.

Раньше основными потребителями складских проектов класса А были логистические компании, сегодня же это так называемые конечные пользователи – производственные и торговые компании”.

Откуда девелопер возьмет деньги на склад?

Ведь подобные проекты, как замечает Дмитрий Волков, заместитель руководителя отдела консалтинга и оценки компании Praedium, не строятся на собственные инвестиции, а внешних заимствований сегодня ждать не приходится. Кроме того, сегодня девелопмент складской недвижимости — это длинные инвестиции, а в России сейчас длинных денег попросту нет. “Если компания готова инвестировать некоторую сумму в развитие проекта, ожидая определенную доходность, то сейчас для этого удачное время”, – подытоживает г-н Волков.

Тем более что по обеспеченности качественными складскими площадями мы продолжаем на порядок отставать от развитых стран. Поэтому образовавшийся сейчас избыток площадей, предполагает Дмитрий Волков, возможно, будет востребован быстрее, чем кажется сегодня, в момент, когда участники рынка больше подвержены паническим настроениям: “Соответственно, на мой взгляд, через 2-3 года мы окажемся в ситуации, когда дефицит площадей будет очевиден, но появятся они не ранее чем через год или два. Проект в сфере недвижимости продолжителен во времени. Работа над ним может начаться в одной конъюнктуре, а закончиться в другой. Поэтому начало строительства новых проектов в случае удачного месторасположения и концепции может оказаться целесообразной инвестицией.

Склады в Самаре

На самарском рынке подобных примеров начала строительства новых складских комплексов нет. В 2009 году на самарский рынок выйдет не более 10 тыс. кв. м новых складских площадей класса А.

К осени планируется сдача 2-й очереди ЛСК “Терминал” ассоциации “Версиво”. Другие многочисленные девелоперские проекты, о которых заявлялось ранее, отложены на неопределенное время или вообще свернуты. Отказалась от планов строительства складского комплекса на Новокуйбышевском шоссе и IQ-Development. Ассоциация “Версиво” заявила о замораживании 3-й и 4-й очередей ЛСК “Терминал”, которые первоначально планировалось сдать в 2009 году. Не ожидается в этом году прибавления площадей и у логистического терминала компании “Виктор и К°”. О том, как изменились планы по строительству в Самаре логистических комплексов таких крупнейших игроков, как “Евразия Логистик”, FM Logistics, DHL, “Алерс”, точной информации пока нет.

ARENDA.8482.RU