09.08.13

Склады решают все

Для того чтобы инвестиции в складской бизнес были оправданны, клиентам необходимо предлагать специализированный сервис

Склады решают все

Логистический рынок России развивается в соответствии с глобальными тенденциями и запросами потребителей к оказываемым складскими операторами услугам. Складская часть в логистических цепочках продолжает оставаться одной из основных составляющих, однако ее место и роль меняются. Сейчас инвестиции в складскую логистику составляют в ЕС порядка 26% общего объема инвестиций в отрасль, уступая только вложениям в перевозку грузов и превосходя капитальные затраты на создание прочей вспомогательной логистической инфраструктуры.

Современная складская инфраструктура становится вторым по значимости элементом логистических цепочек, но при этом постепенно теряет статус отдельного бизнес-направления. Самым важным показателем конкурентоспособности складского бизнеса сейчас становится интегрированность склада в цепочку, способность формировать добавленную стоимость для клиента, его ориентированность на специализацию, стандарты, качество и скорость осуществления операций.

Следует отметить, что складская отрасль в России продолжает развиваться быстрыми темпами (прирост предложения составляет порядка 20% в год). Специалисты считают это естественным процессом, поскольку все еще существует значительный «разрыв» между предложением современных складских мощностей класса А и постоянно растущим спросом на качественные складские услуги.

Как пример упомянутого тренда – продолжает расти спрос на склады в Московском регионе. Во II квартале 2013 года было арендовано и куплено свыше 350 тыс. кв. м качественных помещений, что на 16% выше показателя аналогичного периода предыдущего года. В результате на рынке почти не осталось свободных площадей как в существующих логистических комплексах, так и в проектах, которые будут введены в ближайшее время. По некоторым прогнозам, во втором полугодии 2013 года будут сданы 650 тыс. кв. м складских площадей, из них на сегодняшний день свободны меньше 100 тыс. кв. м, что, конечно же, является каплей в море.

К столь серьезному дефициту складов в регионе привела череда крупных сделок объемом более 50 тыс. кв. м среди торговых операторов, которые по-прежнему являются основными арендаторами складов в Московском регионе – около 40% всего спроса. Поэтому на ближайшую перспективу доступного предложения не осталось, даже с учетом того, что, согласно прогнозам, до конца 2014 года на рынке должно появиться в общей сложности около 2 млн кв. м складских площадей.

Дефицит складских площадей в Центральном федеральном округе и других регионах, отсутствие современной транспортной инфраструктуры, административные и законодательные препоны – это лишь «одна сторона медали». Обратной стороной является недостаточный уровень развития современных складских технологий и логистических операторов в России. Именно технология и пакет сервисов, который оказывается на складском терминале как элемент современной логистической цепочки, позволяют сделать проект маржинальным и перспективным для инвестиций.

Каждый инвестиционный проект, будь то новое строительство или переориентация (реинжиниринг) непрофильных зданий и сооружений для осуществления складских операций, оценивается инвестором, девелопером и оператором с различных точек зрения.

Капитальные затраты на строительство складских площадей в Москве сопоставимы с затратами на строительство в странах Западной Европы. Так, затраты на строительство 1 кв. м склада класса А составляют порядка $700–900, класса В – $400–600. Серьезные вложения производятся инвестором в решение административных вопросов, получение документов на землю и разрешений на строительство. В Московском регионе инвестиции в покупку земельного участка составляют порядка $1 млн за 1 га, а право долгосрочной аренды обходится в $600–750 тыс. Примерно $20–30 за кв. м в год составляют платежи за коммунальные услуги и пользование землей.

С точки зрения инвестора, строительство и развитие складских мощностей – это проекты затратные, сложные и в большинстве случаев значительно менее привлекательные по сравнению со строительством жилья и торговых площадей. Сроки окупаемости капитальных затрат с учетом дисконтирования для складов класса В составляют от 10 до 18 лет, для складов класса А – от 20 до 25 лет.

Оборудование складов в России стоит дороже, чем в Европе, поскольку в основном импортируется из-за рубежа. Это системы вентиляции, безопасности, сигнализации, видеонаблюдения, стеллажи, погрузо-разгрузочная техника. Отдельной весомой статьей затрат (от $50 до $150 тыс. в зависимости от уровня терминала) проходит автоматизация терминала на базе современной WMS-системы и необходимого оборудования. Стоимость оборудования складов класса А обходится примерно в $200–350 тыс., класса B – от $150 до $200 тыс. При планировании старта деятельности необходимо учитывать период неполной загрузки терминала в первые 3–6 месяцев после его запуска. Тарифы на прямую аренду 1 кв. м в складах класса В в Московском регионе составляют от $110 до $130, для складов класса А – $140–160. Ставка за ответственное хранения составляет от $500 до $650 для класса А и $150–300 – для класса В.

В условиях высокой стоимости аренды складских площадей и высокой конкуренции на рынке для логистического оператора сроки окупаемости таких проектов составляют от 2,5 до 5 лет. Рыночная стоимость услуги «всё включено» для хранения европаллеты на складах класса А составляет порядка $0,70–0,90 за паллету в день, а для складов класса «В» – $0,50–0,70. Высокие капитальные и административные издержки формируют тренд на развитие более экономичных проектов по отношению к строительству дорогостоящих и современных складских терминалов.

Таким образом, сегодня развитие складской отрасли сталкивается с объективными трудностями высоких административного и инвестиционного порогов входа в бизнес. Большие затраты участников формируют тарифы на хранение и сервис на уровне стоимости услуг в развитых странах – в Лондоне, Амстердаме, Париже и Мадриде. При этом уровень развития технологий, скорость обработки и качество услуг у операторов часто отличаются от уровня, достигнутого западными провайдерами.

Отмечу, что важнейшим обстоятельством для получения прибыли от складских проектов в таких условиях становится сочетание нескольких факторов:

• Интеграция складского проекта в эффективную логистическую цепочку.
• Ориентация бизнеса логистического оператора на потребности клиента (подход value added).
• Формирование привлекательного для клиента специализированного комплекса услуг.
• Высокое качество и современные стандарты.
• Интенсификация операций и большие объемы хранения на ограниченных площадях.

В последние 3–5 лет, учитывая последствия глобального кризиса для отечественной экономики, эффективная логистика стала в России одним из ключевых преимуществ практически для любого коммерческого проекта, связанного с доставкой получателям сырья или готовой продукции. В качестве примера эффективного логистического оператора приведу компанию «Совтрансавто», которая уже 45 лет является одним из основных элементов цепочки доставки международных и внутренних грузов в России.

Сейчас складская логистика компании решает множество совершенно разноплановых задач, в рамках которых предполагаются совершенно различные интенсивность, специфика и габариты грузов, партионность, требования к их обработке. На основном логистическом терминале «Совтрансавто» на юге Москвы в Бутово расположен крупный складской комплекс с собственным СВХ и таможенным постом, предназначенным для обработки международных экспресс-грузов. Компания имеет также статус таможенного брокера и владеет лицензией таможенного перевозчика. На территории предприятия располагается несколько транспортных парков с различными типами транспорта: тентованными фурами, контейнерными шасси, автовозными установками, LCV-грузовиками для городской доставки.

Одной из главных задач было размещение на ограниченных площадях складского терминала всех проектов «Совтрансавто». Для эффективной организации складских мощностей была разработана новая топология зон для хранения грузов, их обработки и отправки. Ставка была сделана на высокую интенсивность операций, что потребовало установки нового оборудования и введения дополнительных смен. Так, на терминале появились три основные зоны для хранения: напольная зона для обработки грузов, краткосрочного хранения и cross-docking’а, зона для стеллажного и мезонинного хранения и линия по обработке таможенных грузов и посылок на СВХ для юридических и физических лиц.

На этапе хранения и обработки грузов персонал также был разделен на три категории сотрудников, которые имеют доступ только к определенным зонам и соответственно товарным группам. Однако в зоне сборки и отправки грузов был применен принцип универсального подхода, когда бригада, занимающаяся конечной обработкой грузов, обеспечивает погрузо-разгрузочные работы сразу для нескольких категорий грузов.

Одним из основных элементов стала автоматизация процессов на складе и учета ТМЦ. На данном терминале был установлен и масштабирован для отдельных проектов корпоративный информационный продукт на базе 1С. Таким образом, было создано единое информационное поле, которое способно в on-line-режиме обмениваться с информационными системами клиентов.

Наряду с локальной автоматизацией был реализован ряд инновационных проектов, в числе которых, например, система on-line-мониторинга посредством доступа в интернет движения грузов в международном сообщении и внутри России, система автоматического заказа посылок с интернет-сайтов клиентов. Транспорт компании был оборудован GPS-системами слежения за движением транспорта. Для крупных клиентов организована система по on-line-заказу продукции с распределительного склада компании для доставки в магазины розничных сетей в соответствии с предварительным графиком.

В начале реализации этой программы мы располагали разрозненными сервисами в рамках различных складских площадок. Стратегия дифференциации сервисов и формирования комплексного пакета услуг для ключевых категорий клиентов в сжатые сроки (менее года после старта программы изменений) позволила сделать прибыльным складской терминал, а также дала импульс для развития складских площадок и полноценных хабов в Европе и регионах России. Одним из ключевых факторов успеха реализации корпоративной программы стала переориентация складского терминала на работу с различными грузами: негабаритными отправками, паллетами и посылками. В ближайшие два года компания планирует создать собственную федеральную распределительную систему по доставке сборных грузов и посылок внутри России, включая сервис по доставке грузов на «последней миле» и «до дверей получателей».

Известия