19.03.15

Склады освобождаются

По словам участников рынка, в 2014 году спрос на склады в Ростовской области снизился: из-за кризиса многие арендаторы были вынуждены сократить объемы грузов. Цены на складские услуги здесь в отличие от всей России не выросли.

По словам гендиректора СКЛП Виктора Халына, спрос на склады в 2014 году и в начале 2015 года в Ростовской области существенно снизился.

— Даже крупные операторы сократили занимаемые площади, — говорит он. — Клиенты стремятся сократить используемые площади на складах с более низким уровнем обслуживания и консолидировать продукцию у логистических провайдеров более высокого уровня.

Заполняемость СКЛП составляет 90%. Компании удалось сохранить прежний уровень цен, а по отдельным видам услуг — увеличить их на 5–7%.

— В конце прошлого года снизился спрос, кроме того, наши старые клиенты уменьшили обороты, некоторые обанкротились и съехали, — рассказывает управляющий логистическим центром «Алком» Алексей Биндасов. — Сейчас заполняемость склада (3,5 тыс. кв. м) составляет 60%, хотя раньше она доходила до 100%. По плану мы раз в два года увеличиваем цены. Повышение должно было прийтись на начало этого года, однако мы не только не поменяли цены, но и предложили клиентам скидки на складские и офисные помещения в размере 20–25%.

Директор базы «КМ-Логистика» Дмитрий Бедненко (работает с мебельными компаниями, продавцами стройматериалов и шин) сообщил, что с конца прошлого года наблюдается отложенный спрос.

— Некоторые клиенты, с которыми мы договорились, что они заедут еще в декабре, отложили свои планы, — говорит он. — Все пережидали январь и февраль, около 10% площадей у нас пустовало. Сейчас многие привыкли к ситуации и решили двигаться дальше. На данный момент у нас уже 100-процентная заполняемость.

В конце 2014 года компания ввела в эксплуатацию новый склад площадью 1,5 тыс. кв. м. Общая площадь складов «КМ-Логистики» увеличилась до 18,5 тыс. кв. м. Новый склад сразу же занял один из клиентов компании, и освободившиеся после его перемещения площади какое-то время оставались вакантными.

Директор ООО «Южная логистическая компания» Алексей Сергеев сообщил, что в октябре 2014 года на площадях, принадлежащих «Ростсельмашу» компания запустила логистический комплекс площадью 12 тыс. кв. м. Склад имеет систему высотного стеллажного хранения, противопылевое напольное покрытие, 26 доков для обработки автотранспорта. На текущий момент заполняемость склада составляет около 75%.

— В 2014 году мы заключили несколько договоров на оказание комплексных логистических услуг с импортерами товаров массового потребления, — рассказал он. — Рост курсов валют и цен на товары народного потребления заставляют производителей и поставщиков искать возможности для сокращения издержек, выстраивать наиболее эффективные и экономичные цепочки поставок. В этой связи будут интересны компании, предоставляющие качественный логистический сервис при приемлемом уровне тарифов. Также важное значение имеет возможность получения полного комплекса услуг, включающего складскую обработку, хранение и транспортно-экспедиционное обслуживание товаров у одного оператора.

Как заметил финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин, ситуация на рынке складской недвижимости Ростовской области существенно отличается от общероссийской.

По его оценкам, в 2014 году в России площадь введенных складских помещений выросла примерно на 7%. При этом средние ставки аренды в рублях выросли на 11%, этот рост чуть меньше потребительской инфляции за год. Драйвером роста ставок была качественная недвижимость классов А и А+. Между тем в Ростовской области наблюдалась обратная тенденция. Из-за переизбытка качественных вакантных площадей в 2014 году ставки аренды не выросли. Другие операторы рынка тоже подтвердили, что наблюдается много свободных площадей высокого класса.

По оценкам партнера, директора по офисной и складской недвижимости Knight Frank Russia & CIS Вячеслава Холопова, общий объем предложения в Ростове составляет около 310 тыс. кв. м, из которых около 50% приходится на класс А. По его словам, складской рынок Ростова близок к рынку Краснодара, два города образуют единое логистическое пространство. Но в связи с высоким интересом к складским площадкам в Краснодаре этот фактор оказывает сдерживающее влияние на развитие рынка в Ростове-на-Дону.

Тимур Нигматуллин среди новых проектов отмечает продолжающий развиваться логистический комплекс «Ростов логистик» и некоторые проекты федерального сетевого ретейла: «Магнит», X5 Retail Group, «Лента» и т. д.

— Можно предположить, что мы не увидим в ближайшие пару лет новые проекты, которые будут строиться без наличия подписанных контрактов, при этом логистические проекты будут запускаться нечасто, — прогнозирует Вячеслав Холопов. — Основными тенденциями будут не развитие и расширение логистических проектов, а оптимизация затрат и повышение эффективности предприятий, в связи с чем общий объем вакантных помещений, скорее всего, в ближайшие два года останется неизменным.

По прогнозам Тимура Нигматуллина, в 2015 году рост арендных ставок в Ростовской области вряд ли будет выше 5%. Алексей Биндасов считает, что ситуация на рынке начнет восстанавливаться к концу этого года.

Город N (Ростов)