01.07.11

Склады на колёсах

Неритмичная перевалка в портах и несвоевременный возврат подвижного состава собственникам сказываются на привлекательности Калининградского транспортного узла.

Как показывает практика, калининградские стивидоры не всегда справляются с тем объёмом грузов, который следует через порты. На путях основных портов – торгового и рыбного – сотни вагонов, превращённые, по сути, в склады на колёсах, дожидаются своей очереди на выгрузку.

Забита вагонами, адресованными портовикам, и станция Калининград-сортировочный. И это летом, когда грузопоток в калининградском направлении значительно уменьшается, так как большая часть судов стремится в «оттаявшие» северные российские порты.

По информации Дирекции управления движением КЖД, в конце июня вывоза с сортировочной станции дожидались около сотни цистерн с мазутом в адрес работающего в морском торговом порту ЗАО «ТрансБалтСервис». Согласно договору эта компания обязана ежесуточно выгружать 48 вагонов, а по факту выходит только 12. С января по май на путях станции Калининград-сортировочный ежесуточно находилось до 300 их же вагонов с мазутом. А в марте – мае уже на пути необщего пользования торгового порта простаивали цистерны с керосином.

О запарке в порту речи не идёт: его грузооборот за пять месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 4,1%, при этом простой вагонов увеличился на 7,41 часа.

Склады на колёсах устраивает и рыбный порт. Согласно договору стивидоры должны разгружать 150 вагонов в сутки, а по факту всего 100. При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года грузооборот рыбного порта уменьшился на 21,8%, а простой вагонов вырос на 21,37 часа.

Причина сложившейся ситуации в недостатке складских площадей в портовых комплексах, и поэтому они работают по прямому варианту вагон – судно. При этом вагоны фактически используются как склады.

«Ёмкостей не хватает, и вагоны собираются на подъездных путях для накопления судовых партий, – подтверждает заместитель начальника Калининградской дирекции управления движением по коммерческой работе в сфере грузовых перевозок Татьяна Липинская. – К примеру, с января по май ежесуточно прибывали в адрес ЗАО «ТрансБалтСервис» в торговый порт до 100 вагонов с мазутом (6 тыс. тонн). А три приёмные ёмкости рассчитаны на хранение максимум до 9 тыс. тонн нефтепродуктов».

Гендиректор ЗАО «ТрансБалтСервис» Айрат Гайсин рассказал, что предприятие фрахтует танкеры под загрузку 12–17 тыс. тонн, поскольку фрахт танкеров на 7 тыс. тонн слишком дорог. «Мы уже пять лет так работаем, имея небольшой резервуарный парк и берясь за перевалку крупных партий, – сообщил Айрат Гайсин. – Порт любезно предоставил нам возможность накапливать судовые партии на внутренних путях, мы имеем резервуар на 9 тыс. тонн и 4–5 тыс. тонн на колёсах – часть в порту, часть на станции Калининград-сортировочный. Станции за это идёт оплата».

К тому же портовики лишний персонал не держат. И когда подходит судно, все силы направляют на его обслуживание. Бригады докеров в первую очередь работают на судах, а вагоны выгружаются по остаточному принципу. Так, в апреле в ожидании приёма на путь необщего пользования под выгрузку простаивали на станции Калининград-сортировочный около 250 вагонов с металлопрокатом, прибывшим в адрес портовых грузополучателей.

В итоге все издержки неорганизованности ложатся на железнодорожников. «Простаивающие без дела вагоны занимают станционные пути, мы вынуждены перегонять их с места на место, чтобы разгружать прибывающие составы, – говорит Татьяна Липинская. – Такая ситуация невыгодна не только нам, но и владельцам вагонов, ведь использование путей – платная услуга. Впрочем, цена её несопоставимо ниже, чем плата за простой судна. Кроме того, неудовлетворительная выгрузка в портах приводит к ограничению пропускной способности дороги, невыполнению заданных параметров по обороту вагонов, а также несвоевременному обеспечению подвижным составом других клиентов».

Собственники подвижного состава, видя, как застревают вагоны в нашем регионе, по свидетельству специалистов ТЦФТО, отказываются заключать договоры с грузополучателями или грузоотправителями, работающими на калининградское направление. Нехватка подвижного состава приводит к конфликтам и проблемам, пример – прошлая осень, когда местным производителям не хватало дефицитных крытых платформ для вывоза продукции в «большую Россию». В такой ситуации грузы могут уйти в другие регионы, другие порты.

В этой ситуации «смежникам» надо объединить усилия, отладить логистику. Ещё в мае железнодорожники предложили портовикам организовать подвод вагонов по твёрдым «ниткам» графика. А также выразили готовность выделить в передаточном парке «Порт» станции Калининград-сортировочный выставочные пути для передачи вагонов локомотиву торгового порта. Это, по мнению движенцев, позволило бы сократить время грузовых операций и ускорить оборот приватных вагонов.

Начальник производственного перегрузочного комплекса ОАО «Калининградский морской торговый порт» Анатолий Порохня признал, что заторы случаются, когда задерживается на несколько суток подходящее судно, но и перевозчик должен быть «гибче». В частности, маршрутные отправки грузов, по мнению Анатолия Порохни, должны уступить место ритмичному поступлению. Что же касается предложенных железнодорожниками изменений в схему взаимодействия, то, по его словам, порт просчитывает такую возможность, но уже понятно, что это влечёт серьёзные расходы.

Столь полярное видение ситуации, разумеется, не способствует решению проблемы с оборотом вагонов. Впрочем, вселяет надежду то, что стороны всё же ведут диалог.