Складской рынок РФ вырастет из-за онлайн-ритейлеров
Онлайн-торговля приведёт к росту объёмов поглощения складов к 2020 году. Кроме того, изменятся сами требования к складам со стороны операторов. К таким выводам пришла копания CBRE по результатам исследования складского рынка. Проанализировать ситуацию компании помогли эксперты «Логопарк Девелопмент» и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ).
Судя по полученным данным, 1,5 млн кв. м складской недвижимости займут российские онлайн-ритейлеры.
Ещё млн 1,8 кв. м понадобится зарубежным компаниям, входящим на российский рынок. Сейчас же российские интернет-магазины и фулфилмент-операторы* занимают около 1 млн кв.м складов. Порядка 68% из этих площадей находятся в Москве. *компании, выполняющие весь комплекс операций для интернет-магазинов с момента заказа товара и до его доставки покупателю.
Что касается спроса со стороны российских онлайн-ритейлеров, эксперты сообщают, что цифра в 1,5 млн кв. м — ещё не предел. Этот показатель может вырасти ещё на 20-25%, если будет ослаблено регулирование торговли продуктами питания, лекарствами и БАДами, а также алкоголем.
Спрос на складскую недвижимость в ближайшие несколько лет увеличится за счёт следующих типов игроков:
российские онлайн-ритейлеры;
компании, которые развивают интернет-продажи наряду с традиционной розницей (omni-channel);
фулфилмент-операторы;
зарубежные игроки, которые готовы построить в РФ свои склады (Cross-border).
Среди последних особенно выделяется Cainiao (Alibaba's Logistics). Он может стать самым крупным игроком в этом секторе, поскольку сегодня 90% всех покупок, совершённых россиянами в зарубежных интернет-магазинах, приходится на Китай.
Рост интернет-продаж изменит и качество складов.
Сейчас подавляющее большинство складов онлайн-ритейлеров — это крупные объекты на пересечении основных транспортных магистралей. При этом, такие помещения удовлетворяют сразу нескольким потребностям интернет-торговли: в них хранятся товары, собираются заказы и происходит сортировка для отправки заказов покупателям. В случае с теми компаниями, которые работают и в сети, и в традиционной рознице, оба направления работы зачастую обслуживаются на одних и тех же площадях.
По словам экспертов, такая схема показала свою неэффективность и уже начала заменяться более удобным вариантом. В частности, функции помещений разграничиваются, количество складов растёт, а сами они всё чаще располагаются близко к границам города. Особенно ярко такие тенденции выражены в Москве и Санкт-Петербурге — ключевых горах для онлайн-ритейла.