Склад предоставит перевозчик
ОАО «Российские железные дороги» переориентирует сельскохозяйственные грузы на железнодорожный транспорт за счёт реализации проектов по строительству специальных погрузочных терминалов. Они появятся на базе длительное время не используемой или мало загруженной инфраструктуры. Как стало известно «Гудку», в ближайшей перспективе перевозчик заключит три соглашения на строительство перевалочных элеваторов на Приволжской железной дороге.
По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексея Шило, на сегодняшний день на зерновом рынке сложилась благоприятная ценовая конъюнктура для поддержания погрузки. «За последние пять месяцев цены выросли примерно на 8% по сравнению с предыдущим годом, соответственно, мы фиксируем повышенный спрос со стороны стран-импортёров, – рассказал он на оперативном совещании на минувшей неделе. – Ставка на вагоны-зерновозы с начала года снизилась на 450 руб., что также позволяет нам сегодня увеличивать объёмы перевозок (арендная стоимость зерновозов сегодня составляет 1,3 тыс. руб. в сутки, тогда как в начале года она фиксировалась на уровне 1,75 тыс. руб. в сутки. – Ред.)».
Как отметил Алексей Шило, перевозчик использует свою инфраструктуру грузовых дворов для работы с зерном. «Эксплуатируются три элеватора на станциях Пугачёвск, Новоперелюбская и Ершов. В стадии строительства находятся ещё шесть элеваторов – на станциях Аткарск, Калининск, Возрождение, два объекта на станции Петровск и ещё один на станции Пугачёвск. В стадии подписания сегодня находятся соглашения по строительству ещё трёх элеваторов на станциях Кологривовка, Рукополь и Екатериновка. Мы создаём инфраструктуру и технологию, чтобы зерно хорошо возилось в направлении портов. За счёт этого мы рассчитываем поддержать существующий тренд по увеличению объёмов перевозок зерна», – рассказал начальник ЦФТО.
Все работающие, строящиеся и планируемые к строительству элеваторы находятся в Саратовской области (Приволжская железная дорога).
За 8 месяцев этого года на станциях Саратовского региона Приволжской железной дороги погружено 9,1 млн тонн грузов, что на 4,4% больше, чем предусматривало плановое задание. Наибольший прирост к уровню прошлого года отмечается при отгрузке зерновых культур. С начала нового сельскохозяйственного года (в июле-августе. – Ред.) погружено 465,5 тыс. тонн, что в 2,6 раза больше, чем годом ранее.
По словам начальника Приволжской железной дороги Сергея Альмеева, положительной динамике способствуют льготные тарифы, а также развитие сети зерновых элеваторов на территории региона.
«Саратовская область является одним из лидеров среди субъектов РФ по отправке зерна железнодорожным транспортом, – отмечает Сергей Альмеев. – Этому способствует реализация совместных бизнес-проектов по строительству зерновых мини-элеваторов на территории Саратовской области. Три объекта уже действуют, ещё шесть находятся в стадии строительства, что является очень большим заделом на перспективу».
«Союз экспортёров зерна приветствует развитие внутренней логистической инфраструктуры, которая является важной составляющей нашего успеха на международных рынках, – рассказал «Гудку» председатель правления союза Эдуард Зернин. – Мы считаем необходимым наращивать мощности хранения и перевалки, интегрированные в железнодорожную логистику».
Напомним, впервые идею о строительстве перевалочных элеваторов, с которых зерно можно было бы сразу грузить в вагоны, Сергей Альмеев предложил в ноябре 2017 года. Рекордный урожай зерновых вызвал проблемы и с хранением, и с отгрузкой зерна. Железнодорожные подходы к крупным портам тогда оказались забиты уже в августе.
Как ранее рассказывал «Гудку» директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов, в этом году ожидается урожай зерновых, оцениваемый в 126,5 млн тонн.
«Вероятно, Россия в этом году соберёт большие объёмы урожая, который уступит разве что рекордному 2017 году, когда было собрано 135,5 млн тонн зерновых. При этом в основных странах – конкурентах России ситуация на зерновом рынке не очень хорошая. У основных конкурентов, коими являются Украина и Европейский союз, в частности Франция, в этом году наблюдается сильное падение производства зерна. Поэтому для России ситуация пока благоприятная, но многое будет зависеть от того, не будут ли вводиться квоты на экспорт зерна.
В целом российский экспорт зерна в этом году находится в благоприятной ситуации. Цены на хорошем уровне, выше прошлогодних. Например, сейчас экспортная цена на пшеницу составляет $208 за тонну, год назад тонна пшеницы стоила $195», – рассказал Андрей Сизов.
По словам Алексея Шило, для увеличения объёмов погрузки зерна перевозчиком принимаются тарифные меры и нетарифные решения. Так, среди нетарифных решений начальник ЦФТО выделил работу грузовых экспрессов на базе услуги ускоренной доставки специально для продовольственных грузов, а из тарифных мер – скидку 38% на экспортные перевозки зерна на короткие расстояния (до 400 км) в направлении Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов, а также скидку в размере 50% на перевозки зерна через пограничный переход Самур (российско-азербайджанская граница).