09.09.10

Склад для лавочника

Довольно часто собственники складов отказывают в аренде площадей под небольшие партии продукции. Мотивировка проста — невыгодно, да и мороки много. В результате мелкий торговец вынужден слоняться по подвалам, ангарам и чуть ли не бомбоубежищам, чтобы пристроить полтонны хозяйственного мыла, двести банок нитроэмали или десяток свиных туш. Разумеется, такое хранение качественным назвать трудно, и довольно часто на прилавки попадают продукты далеко не первой свежести или вообще с истекшим сроком годности.

Мал золотник, да дорог

Мелкооптовая продукция, требующая складского хранения, относится преимущественно к непродовольственной категории: инструменты, негабаритное оборудование, канцелярские принадлежности, посуда, а также закупленные заблаговременно достаточно дорогие и небольшие сезонные товары. Понятно, что в этом случае гораздо выгоднее передать материальные ценности на ответственное хранение профессиональным операторам, тем самым страхуя себя от возможной гибели, порчи и хищения имущества. Некоторые, если груз недорогой, предпочитают складировать его у себя в квартире, на даче, в гараже. «Продовольственники» после скупки мясной и молочной продукции в деревнях подыскивают ангары и подвалы, оборудованные холодильными установками.

А вот практика долгого хранения малых партий на качественных складах исключительна. Как правило, договорившись с владельцами розничных точек о регулярной поставке яиц, мяса, масла, частники получают разрешение на хранение по месту продажи. Для круп и непродовольственных товаров в большинстве случаев подыскиваются «сухие» склады. Но речь уже идет о небольших помещениях класса С и ниже — чаще всего на промбазах, реконструированных производствах, в ангарах, гаражах, подвалах и даже пустующих квартирах. Главное — найти склад максимально близко к месту реализации, что позволит сократить издержки на поставку. Словом, каждый «мелкооптовик» выкручивается как может и насколько позволяют финансы. Но обратиться к собственнику помещения классов А и Б мало кто решается: либо с порога откажут, либо запросят немыслимые деньги, либо потребуют увеличить объем хранимого как минимум тонн до десяти.

От ворот поворот

«Действительно, частным предпринимателям и представителям мелких фирм точки класса А и Б часто отказывают в «приюте», — соглашается Давид Годшо, управляющий директор NAI Becar. — Даже подыскать помещение площадью 20-30 кв. м неимоверно сложно. Что говорить, если в кризис, когда склады, по сути дела, пустовали, минимальная площадь аренды в качественных объектах не опускалась ниже 1,5 тыс. кв. м. При этом хотелось бы заметить, что объемы хранения в логистических комплексах исчисляются в квадратных метрах, а не в тоннах и килограммах. В помещениях класса А, к примеру, нагрузка на «квадрат» в среднем должна достигать 6 т. А потому для мелкого оптовика (как, впрочем, и владельца склада) хранить там электрические лампочки или несколько сот килограммов гвоздей совсем нерационально». «Полтонны или даже тонну продукции спокойно можно разместить на 1-2 куб. м, потребуется лишь одна паллета, — дополняет Юрий Тараненко, директор компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость». — До кризиса к таким объемам снисходили лишь единицы «кладовщиков», при этом цены взвинчивали до предела, в разы. Пойти на подобный шаг мог разве что человек без здравого смысла».

Но в 2009 году спрос на складские услуги резко упал, уровень вакантных площадей с каждым днем увеличивался. Чтобы как-то свести концы с концами, многие собственники складов готовы были даже работать в ноль и с «мелочевкой». Да и цены стали вполне реальными: за использование одной паллеты в сутки взималось от 8 до 20 руб. в зависимости от набора дополнительных услуг. Мелкий арендатор получал возможность разместить свой груз в хорошем месте, где обеспечивался температурный и влажностный режим, имелась надежная охрана и профессиональные грузчики. Однако «праздник» продолжался недолго.

Своя рубашка ближе

«Сегодня, когда у людей появились свободные деньги и объемы потребления с каждым днем увеличиваются, у представителей среднего и малого бизнеса снова появились проблемы с арендой качественных складов, — замечает Дмитрий Астреин, заместитель директора департамент складской и индустриальной недвижимости S.A.Ricci в ассоциации с King Sturge. — Стоит ли говорить о какой-то тонне, если даже под среднюю партию размером от 100 до 1000 кв. м отыскать добротную площадь в пределах МКАД удается далеко не всем. Причин несколько. И первая заключается в том, что при огромном спросе в Москве очень мало мест для хранения малых партий продукции и товаров». Заметим — так оно и есть. В столице качественные комплексы можно пересчитать по пальцам рук, остальная масса складской недвижимости, способной удовлетворить запросы мелких предпринимателей, находится в области. Но не каждый частник захочет ежедневно мотаться из-за ящика тушенки туда-обратно. «Кроме того, поставщики складских услуг в Москве стараются не «дробить» площади между десятком-другим мелких арендаторов, — продолжает спикер. — Значительно проще заключить договор с одним, но крупным клиентом, развивать с ним сотрудничество и в дальнейшем идти даже на некоторые поблажки.

Искать и не сдаваться

Но выход все же должен быть? Некоторые мелкие оптовики предпочли передачу товара на аутсорсинг логистическим операторам. Порой идут навстречу малому бизнесу и собственники объектов класса А и Б — но только до тех пор, пока не объявился серьезный клиент. «Есть возможность договориться на использование «порожнего уголка» и с крупным арендатором, заключив договор субаренды», — подсказывает Д. Годшо. Кто-то из мелких бизнесменов уходит в Подмосковье, рассчитывая на то, что по мере удаления от МКАД цены опускаются на 25-40%. Но такое решение выгодно и обоснованно только если бизнес не требует особой оперативности — при ежедневных поставках транспортные расходы «съедят» всю разницу.

Однако всего перечисленного явно недостаточно. Рано или поздно предстоит решать вопрос радикально, и первые сдвиги уже наметились. Эксперты полагают, что скоро в России может сложиться формируемый по западным образцам вид складского бизнеса (Self-Storage), предполагающий аренду индивидуальных камер (складов) частными или юридическими лицами. «Пионерами стали компании KR и Red Box, — рассказывает Д. Астреин. — Боксы от 50 кв. м высокого качества сдаются на любой срок. Располагаются они рядом со станциями метро в Москве, а также на подмосковных направлениях с хорошей транспортной доступностью. Ставки немного выше рыночных». Объекты данного формата оснащены по последнему слову техники, предоставляют расширенную страховку, причем не только на площади и имущество, но и на каждого арендатора.

Пока же спрос на малые помещения еще высок. Остается надеяться, что собственники, которым все сложнее заполнять пустые площади, а потеря арендатора грозит простоем и издержками, рано или поздно пойдут на смягчение условий и уменьшение ставок.

Domania.ru; 09.09.10