10.01.24

Ситуация в Красном море добавит грузов Севморпути

Блокировка гражданского судоходства в Красном море привела к существенному удорожанию морских перевозок, в то же время это может неожиданно помочь нарастить грузопоток через Северный морской путь, специально для aif.ru сообщил профессор, руководитель департамента логистики финуниверситета при правительстве РФ Венде Франк-Детлеф, но для этого необходимо развивать всю инфраструктуру арктического маршрута.

Еще в конце октября 2023 года повстанческое движение хуситов, базирующееся в Йемене, начало атаковать торговые суда в Красном море. Сами хуситы утверждают, что атакам подвергаются лишь связанные с Израилем судна, но все ведущие транспортные компании мира отказались от использования этого маршрута, перенаправив суда в обход южной оконечности Африки, что значительно дольше и дороже. В результате были нарушены более 20% мировых перевозок, подсчитали американцы. «Это не просто региональная проблема... Это означает, что доставка товаров занимает больше времени. Это увеличивает стоимость, и эти затраты перекладываются на потребителей по всему миру», — заявил в ходе визита в Доху 7 января госсекретарь США Энтони Блинкен.

Размер дополнительных затрат впечатляет. «Стоимость перевозки контейнеров из Шанхая в Роттердам увеличилась в 3,2 раза, а время транспортировки по измененным маршрутам выросло на 10-11 суток», — подсчитал Венде Франк-Детлеф.

В сложившейся ситуации увеличивается важность нашего Северного морского пути. Он не только безопаснее, но и экономически эффективнее — короче традиционного маршрута через Красное море и Суэцкий канал примерно на 4,5 тыс. км, при этом время прохождения судна меньше на 1,5-2 недели. «Роль Севморпути, конечно, возрастает, но стать полноценной альтернативой традиционным маршрутам он не сможет из-за инфраструктурных ограничений, — предупреждает эксперт. — Через Суэцкий канал ежегодно проходит грузопоток в 1,2 млрд тонн, в то время как по Севморпути в 2024 году ожидается перевозка 80 млн тонн. Это показывает необходимость увеличения пропускной способности Северного морского пути».

Полностью заменить маршрут через Красное море наша арктическая трасса не сможет даже в перспективе 10 лет, когда грузопоток должен достичь 150 млн тонн в год, «но оттянуть часть перевозок между Азией и Европой при условии развития инфраструктуры северных портов, особенно на фоне сложностей с судоходством в Красном море, вполне реально», — заключил эксперт.

Аргументы и Факты