25.05.06

Сибирский агрохолдинг построит терминалы на Японском и Балтийском морях

Cибирский аграрный холдинг ("САХО") планирует вложить до $100 млн в строительство терминалов для перевалки зерна в Приморском крае и Калининградской области.

Эксперты считают, что на Дальнем Востоке такой терминал не помешает, а вот на Балтийском море новый портовый комплекс, по сути, не нужен. В Сибирский аграрный холдинг ("САХО") входят более 20 предприятий, в том числе Искитимский хлебокомбинат (Новосибирская область), два хлебокомбината в Омской области и подмосковный Звенигородский хлебокомбинат. Выручка холдинга за 2005 г. составила 2,3 млрд. руб. "САХО" планирует закончить строительство обоих терминалов до конца 2008 г.

По словам председателя совета директоров холдинга Павла Скурихина, мощность дальневосточного терминала составит около 3,5 млн т в год, калининградского - 1,5 млн т. Стоимость каждого объекта - $50 млн. Около 80% средств будут заемными. Скурихин считает, что сейчас на Дальнем Востоке и в Калининградской области нет мощностей, которые бы обеспечивали масштабный экспорт зерна. "На сибирском рынке ежегодно остается 2,5 млн т невостребованного зерна, и объемы его производства сдерживаются только возможностями сбыта", - рассуждает менеджер. Эксперты в целом позитивно оценивают планы "САХО", хотя не исключают, что компании придется столкнуться с рядом проблем. Вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Андрей Славутин считает, что терминал "САХО" на Дальнем Востоке может быть эффективным. "Юго-Восточная Азия пока не освоена зерновыми компаниями, в то же время высокий спрос на российское зерно есть в Китае, Японии, Индии", - говорит он. Наиболее удачным местом для расположения перевалочного терминала он считает порт Владивостока. "У порта Владивостока есть собственный терминал, но мощность его хранения составляет всего лишь 8000 т", - рассказывает Андрей Славутин. Только, по его словам, $50 млн недостаточно для строительства терминала мощностью 3,5 млн т - аналогичный проект в Новороссийске обошелся в $88 млн.

Директор департамента маркетинга компании "Гленкор" Николай Демьянов добавил, что дальневосточный терминал был бы интересен его компании только при условии компенсации части железнодорожного тарифа. Генеральный директор зернового оператора WJ Александр Кондрашов добавляет, что Калининградский порт неглубоководный и может отправлять суда водоизмещением не более 10 000 т. Терминал на Дальнем Востоке, говорит Кондрашов, - более интересный проект, если бы не его удаленность. "САХО" придется либо импортировать зерно из Канады и США, либо ввязаться в сложную и дорогую логистику", - говорит он. В зерновом союзе также считают перевалку зерна из Сибири через Балтийское и Японское моря экономически невыгодной.

По данным РЗС, транспортировка тонны зерна на расстояние до 4500 км с учетом допуслуг железной дороги и сертификации обойдется дополнительно в $58 и цена зерна "САХО", отправленного из Сибири, приблизится к $190 за тонну, тогда как в портах Черноморья стоимость пшеницы составляет $120-136 за тонну. Поэтому для "САХО" логичнее было бы отправлять зерно из регионов, расположенных не далее чем за 1500-2000 км от терминалов. Славутин сомневается, что "САХО" сможет обойтись без инфраструктуры морского порта. С ним согласен и генеральный директор зерновой компании "Разгуляй" Алексей Иванов. Он говорит, что проблемы проще решать совместно с портом, иначе придется нести дополнительные расходы в сотни тысяч долларов.

Ведомости