Сибирских лесопереработчиков испугала таможенная пошлина
В резиденции томской обладминистрации прошло совещание координационного совета Федерального агентства лесного хозяйства и лесо-промышленного комплекса (ЛПК) и координационного совета по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу ассоциации Сибирское соглашение . Присутствовавшие на нем предприниматели заявили, что главным фактором, сдерживающим развитие отрасли, является состояние транспортной инфраструктуры и предложили усилить ее госфинансирование. Они также высказали надежду на то, что власти откажутся от плана увеличения таможенной пошлины на ввоз импортных машин и оборудования до 30%. Красноярские же бизнесмены увидели в ЛПК совсем другие проблемы.
Совещание началось с выступления начальника департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики томской обладминистрации Андрея Трубицына. Он сообщил, что в 2005 году произошло снижение объемов экспорта продукции ЛПК практически во всех регионах СФО (в целом в округе на 12%). Основными трудностями развития отрасли господин Трубицын назвал ограниченность финансовых возможностей компаний, истощение лесных баз вблизи пунктов переработки, высокую капиталоемкость бумажного производства, отсутствие гарантий под привлечение инвестиций. В качестве решений этих проблем чиновник предложил на основе частно-государственного партнерства расширять сеть автодорог, в лесозаготовительных районах отдавать участки в аренду только при условии дальнейшей глубокой переработки древесины.
После этого слово взяли представители бизнеса. Гендиректор кузбасского предприятия Эколес Святослав Родькин поддержал господина Трубицына и заявил, что снижение экспорта древесины происходит из-за низкой транспортной доступности: Сегодня лесной массив в 1 млн куб. метров в Таштаголе из-за отсутствия дорог нам недоступен. Ни у средних, ни у крупных предприятий средств на строительство транспортной инфраструктуры нет . Он предложил властям взять на себя финансирование строительства транспортной сети и установить арендную плату за ее пользование.
Перечень инициатив дополнил директор по развитию лесозаготовительных и деревообрабатывающих комплексов санкт-петербургского ЗАО Илимп Палп Энтерпрайз Дмитрий Чуйко. Сегодня власть упустила стимулирование создания производственных мощностей деревянного домостроения, в частности заводского изготовления , заявил он. А затем предложил присутствующим выступить против планируемого повышения пошлины на импорт машин, оборудования и комплектующих для ЛПК до 30% от стоимости (сегодня 5%). Представители омского ЗАО Лесная инвестиционная компания подхватили идею, заметив, что если будет введена ставка в 30%, то заготовка и обработка древесины существенно снизится на несколько лет.
Глава координационного совета Сибсоглашения по лесному хозяйству и ЛПК Вячеслав Наговицын согласился с предпринимателями, что помогать машиностроению за счет ЛПК нельзя. В начале апреля в Сыктывкаре пройдет совещание по ЛПК с участием президента РФ Владимира Путина. Томский губернатор Виктор Кресс представит господину Путину решения нашего совещания , подвел итог господин Наговицын.
Однако, как сообщил вчера Ъ директор ООО Красплитпром Игорь Лампетов, чиновники только озвучивают проблемы лесной отрасли, но ничего не предпринимают для их решения . Для нашей компании главная проблема отсутствие кадров. В крае идет некачественная подготовка кадров для лесной отрасли, заявил Игорь Лампетов, а с озвученными чиновниками проблемами мы пока не сталкивались .
Замгубернатора Красноярского края Андрей Гнездилов видит в лесной отрасли региона несколько проблем. В первую очередь это транспортная удаленность региона от основных рынков сбыта. Себестоимость нашей лесопродукции в среднем на 10% выше, чем в приграничных территориях. Для того чтобы как-то нивелировать эту ситуацию, мы направили в правительство РФ предложение о возможности дифференциации железнодорожного тарифа на лесоперевозки, пояснил он. Вторая проблема таможенная политика России пока не направлена на стимулирование производств, связанных с глубокой переработкой древесины. Третьим фактором, негативно влияющим на развитие ЛПК, является удорожание энерготарифов и ГСМ. А одним из основных факторов, сдерживающих рост объемов лесозаготовок, является слаборазвитая дорожная инфраструктура , сообщил Ъ Андрей Гнездилов.
НАТАЛЬЯ ВОЛОСАТОВА, Томск; НОННА ГОНЧАРЕНКО
Коммерсантъ в Красноярске; 25.03.06