09.10.06

Схема громоздкая, специалист в дефиците

Во Владивостокском морском торговом порту за последние месяцы резко увеличился грузопоток негабаритной тяжеловесной техники. Речь идет об экскаваторах и бульдозерах Hitachi, Cobelco и Daewoo, а также кранах Кato, самосвалах и другой, применяемой в строительстве технике. Так, за сентябрь было отгружено до 300 единиц этого сложного в обработке груза основная доля "негабарита" ушла в Свердловскую область; меньше в Московскую и в центральные районы РФ. В то же время порт под завязку заполнен легковыми автомобилями, которые невозможно быстро отправить получателям в связи с дефицитом подвижного состава.

Как сообщил корреспонденту ИА "РЖД-Партнер.Ру" заместитель генерального директора ВМТП по производству Сергей Лопунов, в связи с сокращением объемов перевалки металла портовикам пришлось искать новые грузопотоки. "Сейчас мы вернулись к переработке негабаритной тяжелой техники, - отметил С.Лопунов.- Лет десять назад наш порт очень активно занимался перевалкой этого сложного груза. Чтобы привлечь этот объем, мы в течение полутора лет вели подготовительную работу. Шли переговоры и прорабатывались контракты. В порту были организованы четыре пункта погрузки, обучен персонал. Мы создали специализированные бригады, чтобы простой железнодорожных платформ сократить до минимума. В сутки крепим до 15-ти единиц техники. Это хорошие итоги".

Дело в том, что такая техника крепится для перевозки строго по чертежам; здесь идет очень плотное взаимодействие между портовиками и железнодорожниками, в данном случае - со станцией Владивосток. Специалист железной дороги контролирует крепление груза, принимает его и отвечает за дальнейшее следование в пути. Если что-либо закреплено неправильно, груз может сорваться и повлечь в результате собой сход платформ и крушение состава. "Словом, задача очень ответственная. Но здесь мы, портовики, столкнулись с проблемой нехватки квалифицированного железнодорожного персонала, - отметил С.Лопунов. - В настоящее время с нами работает заместитель начальника станции Владивосток по грузовой работе Надежда Белякова - очень квалифицированный специалист. Но она, к сожалению, одна. А крепеж идет круглосуточно, все семь дней недели. Железнодорожники обещают подготовить и предоставить второго специалиста, но пока его нет, потому что подобрать подходящую кандидатуру они не могут".

Порой, по словам начальника сектора по железнодорожным операциям ВМТП Михаила Шибаева, экспедиторы порта вынуждены брать дежурную машину и отправляться за единственным специалистом со станции Владивосток прямо к ней домой в субботу или воскресенье

При этом некоторые считают, что схема работы по "негабаритам" громоздка: чертежи проходят согласование в Управлении Дальневосточной железной дороги, которое находится в Хабаровске.

Техника японского, американского и корейского производства пользуется повышенным спросом у предприятий стремительно развивающейся строительной индустрии Дальнего Востока и Сибири. Никто не заинтересован в простое: груз приходит и отгружается на подвижной состав; часть техники идет на местную выдачу и своим ходом добирается до грузополучателя в Приморском крае.

Как отметил заместитель главного диспетчера ВМТП по железнодорожным операциям Владимир Евтушенко, простоя негабаритной тяжелой техники на причале порта практически не бывает даже несмотря на проблему нехватки кадров по осмотру и приемке крепежа от железнодорожников. Например, сегодня (6 октября) на причале ВМТП находится лишь 17 автобусов южнокорейского производства: по словам специалистов, машины будут закреплены и отправлены по Дальневосточной железной дороге уже через сутки, максимум через двое.

Совершенно противоположная ситуация складывается с легковыми автомобилями японского производства для личного пользования. Речь идет об отправке иномарок (как подержанных, так и только что сошедших с японских конвейеров) в железнодорожных вагонах-сетках. Также сегодня начальник сектора по железнодорожным операциям ВМТП Михаил Шибаев сообщил корреспонденту ИА "РЖД-Партнер.Ру", что на причалах порта находится 2936 легковых автомобилей японского производства (на 296 вагонов-сеток) в адрес Казахстана; 81 машина - в адрес центральных регионов РФ и девять авто, которые отправятся в Киргизию. Такой перевес в пользу автомобилей, направляющихся в Казахстан, обусловлен тем, что процедура растаможки через Россию для жителей РК проще, чем непосредственно из Японии. В Ребулику Казахстан, в основном, идут машины среднего и представительского класса марок Toyota, Nissan и Mitsubishi с объемом двигателей от 1,8 до 3,2 литра. В то же время за последние годы значительно увеличился поток дорогих внедорожников и даже автомобилей, изготовленных в Японии по заказу жителей центральных регионов России.

Проблема с отправкой машин, по словам представителей Владивостокского морского торгового порта, состоит в том, что отсутствует необходимое количество специализированного подвижного состава - самих вагонов-сеток. В сутки через эстакаду порта загружается только по десять "сеток", в каждую из которых помещается по десять легковушек то есть, сто автомобилей в день. Понятно, что очередь на отправку составляет не менее месяца. Также, не надо забывать, что ежедневно взимаются портовые сборы за хранение автомобилей. Стоит учитывать и то обстоятельство, что из Японии каждый день прибывают все новые теплоходы, загруженные праворульными авто.

В чем причина автомобильной пробки в порту? Как объяснили здесь нашему корреспонденту, Тольяттинский автозавод отозвал для своих перевозок по железной дороге большое количество "сеток", оставив высокодоходный груз Приморья стоять в длинной очереди на отправку на причалах порта.

Под растущий грузопоток иномарок ВМТП построил за два года две автостоянки (трехъярусную и четырехъярусную). Сейчас у третьего причала порта строится десятиэтажный паркинг на тысячу автомобилей. К слову, нижние этажи уже активно эксплуатируются. Срок сдачи объекта - ноябрь 2006 года. Таможенные досмотровые зоны также используются в качестве склада и загружены легковушками под завязку.

РЖД-Партнер; 09.10.06