25.12.06

Северные ворота России

Развитие международного транспортного коридора Север-Юг - приоритетное направление развития российской транспортной системы. Финляндия, в свою очередь, готова поделиться опытом по созданию модели Государственно-частного партнерства (ГЧП) и инвестированию в строительство шоссейных дорог

Северо-запад России в последнее десятилетие имеет большое значение для всей экономики страны, поскольку, во-первых, этот регион представляет собой ворота РФ в страны Западной Европы и Скандинавии. Во-вторых, он располагает богатейшими природными и человеческими ресурсами и имеет огромный потенциал для развития. Направлениями такого развития могут быть, в первую очередь, высокотехнологичные промышленные и сельскохозяйственные производства, которые привлекательны для вложения средств и сотрудничества с иностранными государствами. Значительная часть регионов, входящих в состав Северо-запада, реализует свой потенциал медленнее возможного по причине, в первую очередь, недостаточной развитости транспортной инфраструктуры, затрудненности связи с центром региона -Санкт-Петербургом, а также неразвитостью выходов на Европейскую транспортную сеть. Это касается автомобильного сообщения, которое способно обеспечить перевозку любых объемов людей и грузов от двери до двери .

Основу автодорожной сети региона составляет ряд межрегиональных маршрутов, вертикальную ось дорог представляет собой международный транспортный коридор Север -Юг , который представляет одно из приоритетных направле- ний развития транспортной системы РФ. Этот коридор проходит из стран Северной Европы в Россию до Каспийского моря с выходом через Астрахань по направлению к Атерау и далее в Туркменистан, Узбекистан, Китай, в Центральную Азию через Казахстан, Иран, Персидский Залив, в Индию. Мы организуем работу по взаимодействию с заинтересованными странами Европы и Азии, Европейской Экономической Комиссией, Экономической Социальной Комиссией ООН по странам Азии и Тихого Океана, по созданию на территории России системы евроазиатской системы автодорожной транспортной связи.

Основными направлениями развития сети автодорог в составе коридора Север-Юг , являются модернизация и строительство новых участков автодорог по следующим маршрутам. Первое - граница с Финляндией, Выборг, Санкт-Петербург, Москва, Ростов-на-Дону, Владикавказ. Второе- Мурманск, Петрозаводск, Санкт-Петербург. Третье -Москва, Астрахань, Махачкала. Далее - Москва, Астрахань, Атерау, включая подъезды к границам Финляндии, Норвегии, Грузии, Азербайджана, Казахстана. Общая протяженность автодорог в системе коридора составляет более 8000 км.

Главный маршрут коридора, соединяющий центр РФ со скандинавскими странами и включенный в европейскую сеть, на территории Северозападного региона состоит из дороги, включенной в европейскую сеть под индексом Е-18 (дорога Скандинавия ): Санкт-Петербург - граница Финляндии. Также это федеральные автодороги, имеющие европейский индекс Е-105, как дорога Россия (Москва -Санкт-Петербург), дорога Кола (Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск до границы с Норвегией). Этот маршрут входит в состав пан европейского транспортного коридора 9А: Торфяновка - Санкт-Петербург - Москва - Калуга -

Брянск до границы с Украиной, по которому будет обеспечиваться сообщение между РФ и Финляндией, между РФ и странам ЕС. Крупнейший инвестиционный проект северо-западного региона - скоростная автодорога Москва - Санкт-Петербург, реализация которого будет осуществляться на принципах ГЧП.

Очень важна задача обеспечения транспортного сообщения региона с Калининградской областью, по территории которой проходит европейский транспортный коридор 1 и протяженность которого составляет 165 км.

Комитет экономического развития Финляндии в феврале 2004 года принял решение о введении долгосрочной программы, которая предусматривала строительство пяти дорог по новой модели. В Финляндии по подобным вопросам решения принимаются отдельно, и до их принятия особой программы по их выполнению нет. Рыночные требования для выполнения новой модели следующие: наличие определенной программы, активизация рынка, включая европейский рынок подрядчиков, сотрудничество строительных компаний и подрядчиков в Финляндии с иностранными. Необходимы технические навыки и знания, учитываются природоохранные факторы, контроль безопасности дорожного движения и дорожного покрытия и так далее.

Процедура подачи тендерных предложений предусматривает перед подписанием документов различные согласования и укладывается в период двух лет. Консорциум из пяти компаний, первый консорциум финский, все остальные - международные с участием партнеров. Мы отказались от многих характерных черт традиционных систем, пересмотрели свою систему закупок и создали новую модель: долгосрочное сотрудничество частного и государственного секторов и эксплуатация объектов на основе этой системы. Эта модель предусматривает инже-неринг, строительство и обслуживание на протяжении срока действия договора. В Финляндии, например, мы имеем платные дороги, но мы не взимаем дорожные сборы, их оплачивают подрядчики, что в пять раз превышает вложенные средства. Таким образом, мы получаем определенные преимущества для пользователя дорог и экономим денежные средства, поскольку нам приходится меньше платить. В рамках данной модели существует определенные платежные механизмы, определенный уровень контроля и возможность внедрения различных инноваций. Первая, примененная на практике модель, это трасса Хельсинки -Аллавутян, которую мы закончили в прошлом году. В ближайшее время планируется подписание договора о строительстве шоссе от Тургу в Хельсинки и далее на Санкт-Петербург и на Москву. Это крупнейший проект за последнее время в Финляндии.

Сравнение затрат, расходов государственного и частного секторов, при использовании данной модели по сравнению со стандартной показывает определенные экономические преимущества. Именно благодаря инвестициям можно достичь значительной экономии средств. Например, расходы, связанные с выплатами процентов, у нас намного выше и сегодня мы добиваемся ставки в 0,5%. Кроме того, мы занимаемся управлением рисками, то есть пытаемся переложить их на тех, кто наилучшим образом с ними справится, если это частные компании, то мы перекладываем их на частные компании.

Выполняя два этих проекта, во-первых, нам удалось оптимизировать систему управления и повысить эффективность. Уровень качества использования дороги обеспечивается привлеченными средствами, поскольку мы заключаем отдельный договор на обслуживание дороги.

Что касается движение денежных средств в традиционной модели по сравнению с используемой: в традиционной модели при вложении денег в проект, мы платим за строительные работы, а во втором случае мы платим за открытие готовой дороги и поэтому строитель непосредственно заинтересован в результатах своего труда. И оплата происходит уже в период эксплуатации дороги. Обеспечение нормального функционирования данной модели с технической точки зрения означает оптимизацию капиталовложений и обслуживание дорог.

Общие интересы

Финляндия стремится обеспечить наиболее быстрое перемещение грузопотоков через свою территорию между ЕС и Россией

Министр транспорта и связи Финляндии Сусанна Хуовинен

Россия и Финляндия имеют тесные торговые и транспортные отношения уже в течение нескольких сотен лет. В связи с трансформацией условий торговли и мировой политики в сфере сотрудничества появилось новое направление - логистика и ее развитие. В последние три года экспорт из России в Финляндию вырос на 50%, а импорт из Финляндии в Россию -на 39%. Развивающаяся экономика России существенно расширила возможности экспорта и с сегодняшними темпами роста Россия может стать наиболее крупным торговым партнером Финляндии уже в следующем году.

Увеличивающиеся объемы торговли отражаются на интенсивном росте грузовых автомобильных перевозок между двумя странами. Примерно одна треть стоимости российского импорта идет через Финляндию, либо как экспорт из Финляндии, либо как транзитные перевозки. Одновременно увеличились также транзитные перевозки через российско-финляндскую границу. Гибкое или негибкое осуществление транспортных перевозок отражается на логистических затратах и, в конечном итоге, на стоимости перевозимой продукции. Увеличивающиеся объемы транспорта повлекли за собой необходимость развития инфраструктуры и содействуют осуществлению гибких процедур пограничных формальностей.

Совместные проблемы

Одной из целей, поставленной министерством транспорта Финляндии, является обеспечение наиболее быстрого пересечения границы и перемещение грузопотоков через территорию Финляндии между ЕС и РФ. Мы начали проект по разработке описания сегодняшней обстановки в области грузовых перевозок, осуществляемых через наши границы. Сейчас подготовка данного документа находится на стации завершения, и в процессе работы было обнаружено, что самые серьезные проблемы при пересечениях границы вызваны долгими простоями в очередях. Из общего времени проезда, которое, например, между Хельсинки и Москвой составляет 6 суток, двое уходит на ожидание по различным причинам на территории Финляндии, на границе и на территории РФ. Это увеличивает затраты на 300 евро на 1 проезд, что составляет 6 млн евро в месяц. Все они являются дополнительными затратами на импорт.

Много времени требуют таможенные процедуры на обеих сторонах границы. Поэтому следовало бы повысить эффективность проектирования инфраструктуры и стремиться к совместимости работы пограничных станций двух стран во избежании простоев. На практике одним из решений могло бы стать направление различных типов транспортных средств на свои полосы заблаговременно до их прибытия на пограничную станцию. В рамках программы Тедим был разработан ряд решений, позволяющих повысить эффективность цепочек поставки, прежде всего связанных с ними информационных потоков. Между железнодорожными компаниями и таможенными службами наших стран ведется плодотворное сотрудничество. Однако любой процесс развития всегда требует перемен, реализация которых зависит от каж- дой стороны, принимающей участие в этом процессе. Надо отметить, что, в частности, электронные железнодорожные накладные и зеленый коридор таможни не нашли такого широкого применения. Необходимость срочного внедрения электронных систем приобретает особую актуальность в условиях предполагаемого ввода обязательных сообщений о прибывающем грузе таможенным органом страны-получателя за 2 часа до прибытия груза на границу.

В соответствии с правительственной программой Финляндии нам было необходимо в рамках экономического сотрудничества между Россией и ЕС разработать программу развития транспорта в целях укрепления логистических позиций и использования экономического потенциала Финляндии. Программа разделена на четыре сферы развития: профессионализм и инновативность, рынок, регулирование и обеспечение более тесного диалога, коммуникации и инфраструктура, а также влияние на международном уровне.

Логистическая позиция зависит от доступности производственных факторов и места расположения рынков по отношению к конкурентам. При увеличении расстояний предпосылки деятельности должны быть обеспечены и деятельность должна быть эффективной для того, чтобы обеспечить возмещение дополнительных затрат в связи с расстояниями. В Финляндии главными задачами государства в области развития логистики является содействие развитию ноу-хау и обеспечению наличия квалифицированной рабочей силы для выполнения логистических задач всех уровней. Кроме того, обеспечение добросовестной конкуренции на рынке логистики, содействие введению конструктивного диалога между сторонами рынка труда, содействие совершенствованию инфраструктуры, направленной на устранение узких мест логистики, а также продолжение сотрудничества с компетентными органами РФ в области транспорта.

Из-за географических условий РФ и Финляндии важно обеспечить для торговли и промышленности доступную сеть путей сообщения и эффективные транспортные услуги. Кроме отечественных транспортных коммуникаций, важными являются также международные коммуникации. Следует обратить особое внимание на инфраструктуру вблизи международных транспортных узлов, а именно портов и пограничных переходов. Благодаря тому, что различия экономик РФ и Финляндии дополняют друг друга, на обеих сторонах российско-финляндской границы имеется значительный экономический потенциал. Чтобы этот потенциал > способствовал развитию благосостояния, следует обеспечить наиболее гибкое пересечение границы для пассажирских потоков, товаров и услуг.

Транссиб и девятый коридор

Финляндия готова приложить все усилия для совершенствования своих международных транспортных коммуникаций, поскольку они являются жизненно важными для нашей зарубежной торговли. Одной из приоритетных задач нашей транспортной политики является обеспечение хорошо функционирующих маршрутов, являющихся также эффективными с точки зрения затрат, на главных экспортно-импортных рынках, к которым, конечно, относится Россия. Таким образом, общеевропейский транспортный коридор 9, проходящий из Хельсинки через Санкт-Петербург до Москвы, является для нас весьма важным. Мы придаем большое значение развитию этого транспортного коридора, являющегося главным связующим звеном Финляндии с РФ и обеспечивающего доступ также к растущим рынкам Азии. В результате роста торговли между Европой и Азией интенсивно растет спрос на железнодорожные перевозки по Транссибирской магистрали. Нам известно, что эта магистраль позволяет сократить и ускорить перевозки грузов почти на две трети по сравнению с морским путем. В настоящий момент около 90% контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали между Европой и Азией осуществляется транзитом через территорию Финляндии. Со своей стороны мы готовы оказать поддержку для развития Транссибирской магистрали и создания логистических услуг.

ЕС является крупнейшим торговым партнером РФ, и их взаимная экономическая зависимость постоянно возрастает. Одновременно наблюдается тенденция роста международной торговли и грузовых перевозок и в регионе Северного измере- ния. Роль хорошо функционирующий транспортных сообщений и эффективной логистики приобретает особую важность и актуальность для экономического роста и конкурентоспособности.

Логистика будет играть центральную роль в европейской транспортной политике в период председательства Финляндии ЕС в конце следующего года. Развитие логистики должно исходить из потребностей клиентов и охватывать всю логистическую цепочку. К включаемым в коммюнике сферам можно отнести, в частности, инфраструктуру, рынки транспортных услуг, информационно-коммуникативную технологию, исполнение междугородних договоров, транспортную и другую безопасность, обучение, научно-исследовательскую деятельность.

Интеграция транспортных сетей

В своей новой Транспортной стратегии Правительство РФ подчеркивает важность все более эффективной интеграции своих транспортных сетей в транспортной сети расширившегося ЕС и Азии. Вместе с тем Россия стремится к тому, чтобы гармонизировать свои процедуры с действующими в странах-членах ЕС процедурами. Структурированный диалог по вопросам, представляющим взаимный интерес и направленный на постепенную интеграцию транспортных сетей и устранение технических и административных предприятий, являются общей целью РФ и ЕС. Уже с прошлого десятилетия Комиссией ЕС и РФ ведется диалог в сфере транспорта. В связи с тем, что пока не удалось достигнуть значительных результатов, была выдвинута инициатива о создании партнерства РФ и ЕС в области транспорта и логистики в рамках Общего экономического пространства ЕС и РФ, а также Концепции Северного измерения. В связи с тем, что к целям, реализуемых в рамках Общего экономического пространства ЕС и РФ, относится содействие сотрудничеству в области транспортной политики и развитию транспортной инфраструктуры и логистики, общее экономическое пространство смогло бы служить хорошей базой для партнерства в области транспорта и логистики.

Помимо двухсторонней торговли, мы разделяем общие интересы в области логистических услуг. Финляндия располагает развитой инфраструктурой и конкурентоспособными транспортными услугами для нужд собственной торговли и промышленности. Эти развитые услуги предлагаются также иностранным компаниям, которые осуществляют экспортно-импортные операции с РФ. Нам известно, что российские компании требуют логистических услуг мирового уровня и что логистика в РФ предполагает решение крупномасштабных задач. Тем не менее, мы оказываем содействие финским логистическим компаниям в их стремлении к росту вместе со своими клиентами на рынке РФ.

Преимущества хорошей транспортной системы могут быть легко потеряны на слабо действующих границах. Понимая, что в пиковых периодах без очередей не обойтись, мы выражаем свою уверенность в дальнейшем совершенствовании пограничных формальностей. На долгосрочной основе на нашей границе потребуются дополнительные дорожные полосы и дополнительный персонал, который способен осуществлять правильные операции правильным образом. Мы хотим совершенствовать совместно с Россией информационные системы и услуги, обслуживающие грузовые перевозки и управление логистикой. Системы позволяют повысить эффективность затрат на перевозки и обеспечить введение транспортного бизнеса в соответствии с законодательством. Конечно, это пойдет также на пользу перевозок, осуществляемых транзитом через территорию Финляндии. Надеюсь, что сотрудничество между РФ и Финляндией будет все более тесным и близким.

Журнал "Экономика и Транспорт сегодня" 1 2006г.