Сербский путь в ЕАЭС
Разговоры о том, что Сербия должна идти по пути укрепления своих торгово-экономических и политических связей со странами Евразийского экономического союза, идут уже не первый год. В Белграде на фоне происходящих сегодня событий на самих Балканах и вокруг них прекрасно понимают, что сотрудничество с Россией и другими странами ЕАЭС позволит в определенной мере противостоять постоянно растущему давлению со стороны Брюсселя и Вашингтона. И поэтому совершенно неудивительным кажется заявление сербского вице-премьера и министра торговли, туризма и телекоммуникаций Расима Ляича во время его встречи 13 февраля с министром экономического развития России Максимом Орешкиным о том, что Сербии следует как можно скорее подписать соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС.
Необходимо отметить, что это уже не первое подобное заявление, которое свидетельствует о твердом намерении сербского руководства сблизиться с Евразийским союзом. Однако только лишь после декабрьских российско-сербских переговоров на высшем уровне, когда президент РФ Владимир Путин отметил, что создание ЗСТ между ЕАЭС и Сербией открыло бы новые возможности для укрепления деловых связей, процесс, похоже начал сдвигаться с мертвой точки. Тогда оба президента согласились с тем, что двухсторонние отношения необходимо развивать более интенсивно, в том числе и в направлении сближения Сербии с ЕАЭС. И необходимо отметить, что это были не просто слова, как могло показаться кому-то со стороны.
Для Белграда сотрудничество с Россией имеет ключевое значение, несмотря даже на то, что в сербской столице не прекращают говорить о продвижении страны по пути евроинтеграции. Например, Сербия вполне может стать важным транзитером российского газа, подключившись к проекту строительства газопровода «Турецкий поток», что предоставит ей серьезные козыри в переговорах с Брюсселем. Дополнительно к этому тот факт, что за последнее время «Газпром» стал постепенно увеличивать поставки голубого топлива в Сербию (согласно договоренности конца 2017 г., по которому был отменен запрет сербам реэкспортировать российский газ, поставки в ближайшие годы должны будут вырасти до 5 млрд. кубометров в год), дает возможность сербской экономике вздохнуть, пускай, и не полной грудью, но гораздо легче.
При этом стоит отметить, что для России, в отличие от других стран ЕАЭС, расширение сотрудничества с Сербией является, скорее, политическим проектом, нежели экономическим – расширение зоны влияния Евразийского союза за пределы постсоветского пространства видится в Москве как инструмент защиты собственных интересов вне границ бывшего СССР. И поэтому, несмотря на то что в нынешних условиях вхождение Сербии в ЕАЭС в качестве его полноценного участника выглядит довольно фантастически, так как давление на Белград со стороны евроструктур и международных валютно-финансовых организаций по-прежнему велик, говорить о том, что подобное никогда не случится, преждевременно.
Решение о начале переговоров с Сербией об унификации торгового режима с целью создания ЗСТ было принято Евразийским советом еще в мае 2016 г. По мнению специалистов, подобное соглашение должно будет заменить уже существующие отдельные договоренности о ЗСТ между Сербией, с одной стороны, и Россией, Белоруссией и Казахстаном - с другой. Стоит напомнить, что именно РФ первой заключила подобный договор еще в августе 2000 г., которое предусматривало освобождение 95% товаров от таможенных сборов. Соглашение о ЗСТ с Республикой Беларусь было подписано в Минске в 2009 г. (в 2011 г. был подписан протокол об изъятии ряда товаров из ЗСТ). Соглашение же с Казахстаном, подписанное в 2010 г., вступило в силу с 2011 г. При этом стоит отметить, что создание отдельных ЗСТ являлось на тот момент совершенно логичным шагом для Белграда и представляло собой параллельный курс развития торгово-экономических связей республики относительно стран Евросоюза.
Известно, что сам по себе процесс упрощения торговых связей в Юго-Восточной Европе начался еще в 2001 г., когда в Брюсселе Албанией, Боснией и Герцеговиной, Болгарией, Хорватией, Македонией, Молдавией, Румынией, Сербией и Черногорией был подписан меморандум о либерализации и упрощении торговли. И здесь необходимо отметить одну немаловажную деталь – в отличие от предлагаемой сегодня схемы вхождения Сербии в ЗСТ с ЕАЭС, которая должна базироваться на общих принципах облегчения режимов торговли, повышения стандартов жизни, добросовестной конкуренции и т.п., все предыдущие подобные соглашения Сербии, например с ЦЕФТА (Центрально-Европейское соглашение о свободной торговле), Турцией и ЕС, всегда имели своей конечной целью включение республики в общеевропейское пространство, а также стремление к европейской интеграции.
Так, являясь одной из стран региона Западных Балкан и кандидатом на членство в Евросоюзе, Сербия, подписав соглашение о торговле с ЕС и ратифицировав в 2008 г. соглашение о стабилизации и ассоциации, обязалась не только вступить в зону свободной торговли, но и привести свое внутреннее законодательство в соответствие с правилами ЕС. Все это, по мнению ряда экспертов, позволило сербскому руководству повысить свой политический статус внутри страны, однако с точки зрения экономики никаких серьезных прорывов не принесло. Более того, несмотря на ряд выгод (некоторые группы сербских товаров поступают на территорию ЕС без таможенных пошлин и количественных ограничений), Белград не смог преодолеть экономическую стагнацию, которая в последние годы стала только усиливаться, в том числе и за счет множества нерешенных политических проблем. При этом западные партнеры Белграда на этом фоне, как оказалось, не только не стремятся стабилизировать ситуацию, но и вовсю используют её в собственных интересах.
Сегодня уже ни для кого не секрет, что западноевропейскими и американскими компаниями продолжается постепенное подчинение себе целого ряда важнейших секторов сербской экономики. Например, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности: на сегодняшний день в Сербии практически все исследования, за исключением разведок угля, осуществляются именно иностранцами, а это ни много ни мало около двух миллионов тонн свинца и цинка, несколько миллионов тонн меди, 20 тонн золота, а также залежи лития, которого, по оценкам специалистов, может хватить, чтобы удовлетворить 20% мирового спроса.
Поэтому совершенно неудивительно, что в Белграде видят крайне необходимым искать если не альтернативу, то как минимум дополнительные инструменты защиты государственных экономических интересов. И расширение связей с ЕАЭС является одним из таких инструментов.
На настоящий момент, помимо сотрудничества с Россией в области поставок и транзита углеводородов, Белград стремится активно развивать свои отношения с Белоруссией. Как уже отмечалось, с 2009 г. между двумя странами были ликвидированы взаимные пошлины в торговле товарами (исключение составляют сахар, спирт, сигареты, автомобили, тракторы и ряд других). И вплоть до сегодняшнего дня Сербия продолжает занимать особое положение среди торгово-экономических партнеров РБ в лагере стран дальнего зарубежья, она – единственная страна на не постсоветском пространстве, с которой у Минска реализуется соглашение о свободной торговле. За последние 8 лет товарооборот двух стран увеличился почти в 5 раз (в 2017 г. белорусы экспортировали в Сербию товары по более чем 135 товарным позициям, а сербы – по 185), а год назад во время визита в Минск премьер-министра Сербии была подписана дорожная карта по развитию сотрудничества на ближайшие два года.
Сотрудничество Белграда и Астаны идет не так активно, как с Минском. К концу осени прошлого года оказалось, что товарооборот между республиками составил лишь около 40 млн. долларов. По объему сделок Сербия занимала лишь 61-е место (у Казахстана более развитые торговые связи даже с такими странами, как Бангладеш и Кения), при этом с момента подписания ЗСТ объем совершенных сделок между двумя странами не смог превысить 200 млн. долларов. Многие эксперты видят главной проблемой в данном случае то, что сотрудничество Сербии с Казахстаном, как и с Россией, все еще сильно зависит от поставок нефти и газа, а Астане, к сожалению, сложно что-то предложить Белграду с точки зрения критического для сербов импорта.
Торговля же с Арменией и Киргизией на настоящий момент выглядит совсем слабо, и многими экспертами не рассматривается в обозримом будущем в качестве перспективного для Сербии направления. Однако, несмотря на это, вряд ли кто-то будет отрицать, что любое расширение границ свободной торговли может стать дополнительным фактором роста как сербской экономики, так и экономик стран ЕАЭС.
В данном случае необходимо отметить, что для России и других стран Евразийского союза ЗСТ с Сербией так или иначе станет инструментом усиления торгового и инвестиционного взаимодействия со всем Балканским регионом, а также расширит возможности для более серьезного диалога с ЕС. Более того, подобное соглашение будет способствовать становлению ЕАЭС как значимого регионального игрока, который может и будет создавать здоровую конкуренцию европейским соглашениям во всей Юго-Восточной Европе. В дополнение к этому для РФ это будет и дополнительный козырь в политической игре на Балканах, который позволит Москве увеличить свое влияние на экономическую элиту не только Сербии, но и ряда других стран региона, что станет серьезным противовесом устремлениям местных евроинтеграторов. Более того, для ЕАЭС Сербия вполне может стать платформой для выхода в Балканский и Европейский регион в целом.
Для Сербии же развитие ЗСТ с ЕАЭС и вовсе может стать одним из механизмов, который позволит Белграду усилить свои позиции на Балканах. Речь в данном случае идет о том, что при удачном стечении обстоятельств подобная зона свободной торговли позволит Сербии стать своеобразным связующим звеном между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом, что только повысит авторитет страны в регионе. ЗСТ даст возможность сербам открыть для себя новые рынки Армении и Киргизии, укрепить свои позиции на крупнейших рынках ЕАЭС, а также выйти на новые рынки в Азии (например, АСЕАН), с которыми у ЕАЭС уже выстраиваются торговые союзы.
Нельзя забывать и о том, что Белград от растущей интеграции с Евразийским союзом сможет получить более тесное сотрудничество и в области инвестиций (например, взаимодействие с ЕАБР). Это и многое другое позволяет надеяться, что ЗСТ между Сербией и ЕАЭС, несмотря ни на какие трудности, станет реальностью уже в самое ближайшее время.