22.03.21

СДЭК: логистика в глобальных масштабах

СДЭК – не все знают, что означает эта аббревиатура, но саму компанию, сделавшую её своим названием, знают очень и очень многие в России и за пределами. Тот, кто хоть раз пользовался её услугами, подтвердит, что СДЭК – это быстро, удобно и комфортно. Имидж организации поддерживают и многочисленные франчайзи. О компании и о том, как она развивает направление франчайзинга, нам рассказала Елена Баранова, руководитель международного продвижения франшизы (head of international franchise marketing).

– Компания была открыта в качестве курьерской службы для перевозки заказов интернет-магазина Korzina.ru по Сибири и Дальнему Востоку в 2000 году. Тогда вряд ли кто-то мог предположить, что СДЭК войдёт в пятёрку лидеров на рынке экспресс-доставки в стране, даже, наверное, её основатели? Расскажите историю развития и становления организации.

– Компания поначалу была ориентирована на внутрироссийскую доставку в максимально сжатые сроки. Были разработаны логистические схемы, позволявшие доставлять грузы по СФО в течение суток. Наладив доставку в восточной части страны, руководство в 2001 году принялось расширять охват на другие регионы. Был открыт первый офис в Москве, а в 2002-2009 годах – филиалы в 24 крупных российских городах.

С 2004 года началась международная деятельность по импорту и экспорту документов и грузов. В 2012 году компания открыла представительство в Алма-Ате, в 2014-м – в Пекине и Минске, а в 2016-м – в Ереване.

С 2009-го введена в действие франчайзинговая модель бизнеса. На конец 2016 года офисы компании были расположены в шести странах мира, свыше 500 офисов работало в России. Грузы и документы в этот период доставлялись в более чем 20 тыс. городов в 220 странах и регионах.

Соучредители компании – Вячеслав Пиксаев и Леонид Гольдорт, являющийся также генеральным директором. Пост председателя совета директоров занимает Евгений Цацура.

Сегодня у компании более 3000 офисов в 23 странах мира. Центральный офис СДЭК находится в Новосибирске, один из основных сортировочных центров – в Домодедово. Второй крупный центр обработки отправлений находится в Санкт-Петербурге. Планируется открытие нового склада в Санкт-Петербурге в конце 2021 года.

– Грандиозное хозяйство! Расскажите о нём подробнее.

– СДЭК обладает большой распределённой сетью офисов. На первый взгляд, такой сетью сложно управлять. Но у нас все процессы отлично отлажены: разрабатываются новые стандарты, составляются регламенты, мы формируем чёткое понимание, как работать на каждой из территорий. Компания гибко и оперативно реагирует на изменения на рынке: мы постоянно разрабатываем и внедряем новые проекты, развиваем сеть франчайзи и компанию в целом. Наши франчайзи не сталкиваются с жёсткими ограничениями и работой исключительно по брендбуку. Все 3000 франчайзи СДЭК – наши партнёры, к удачным идеям которых мы прислушиваемся и которым помогаем в реализации. Мы способствуем масштабированию бизнеса наших франчайзи и поощряем их инициативы. Залог нашего успеха – в открытости и гибкости.

– А если клиент – не частный заказчик, а компания? С вами уже сейчас сотрудничают такие всемирно известные фирмы, как «Адидас», «Мери Кей», «Орифлейм», «Лореаль» и другие. На каких условиях происходит это сотрудничество?

– Компания «СДЭК» нацелена на работу с тремя категориями клиентов: В2В, В2С и С2С. Наши клиенты – это и физические, и юридические лица. Каждый интернет-ретейлер выдвигает поставщикам свои требования, и мы их чётко соблюдаем. Кроме того, существует возможность интеграции всех наших пунктов выдачи заказов и интернет-магазинов наших партнёров.

– Немного о географии: в каких странах есть офисы СДЭК? Откуда и куда возможна СДЭК-доставка?

– Сегодня для СДЭК открыты 23 страны. В начале марта к нашей сети присоединилась Болгария. В течение 2021 года мы планируем присоединить к нашему активу ещё 4-5 стран.

– Уже через шесть лет после основания направления франшиза «СДЭК» получила общественное признание: проект вошёл в топ-5 самых успешных франшиз по версии русской редакции журнала Forbes. А в чём её преимущества для франчайзи?

– Преимуществ немало: тем, кто хочет начать собственный бизнес, мы предлагаем выгодные условия и небольшие затраты на открытие. Паушальный взнос относительно невысокий. Логистика сегодня – крайне востребованная сфера бизнеса. Идёт постоянный интенсивный рост сегмента интернет-торговли, на развитие логистики существенно повлияла пандемия. Клиенты, ещё недавно предпочитавшие очные покупки, стали переходить в онлайн. Логистический бизнес будет оставаться актуальным ещё долгие годы. В качестве преимущества нашей франшизы можно отметить выстроенную систему обучения франчайзи: мы учим наших будущих партнёров, объясняем, как устроены система и логистика как таковая, но при этом специального образования от них не требуется.

– Как развивалась франчайзинговая сеть в России? А сейчас ей всё ещё есть куда развиваться?

– В России наша франчайзинговая сеть развивалась интенсивно, стабильно увеличивая количество новых офисов. Например, в 2020 году мы открыли рекордное количество новых отделений: 1053. Важно отметить, что новые офисы в значительном процессе случаев открывали наши уже действующие франчайзи, масштабируя свой бизнес. СДЭК, как логистическая компания, в 2020 году оказалась в «листе первой необходимости». Наши новички-франчайзи чётко уловили тенденцию и присоединились к нам. У наших франшиз есть потенциал и нет потолка, всегда есть в каком направлении расти и развиваться. Например, в Москве и Подмосковье на сегодня представлено более 400 подразделений, но это, безусловно, не предел, мы продолжаем искать партнёров. Растёт количество интернет-магазинов, увеличивается необходимость в оперативной и качественной доставке. Многие сегодня могут забрать свою посылку, дойдя до пункта выдачи заказов СДЭК за пять минут от дома или работы. Проект «Райцентр» мы придумали и реализовали на особых лояльных условиях.

Мы понимаем, что открыть новый офис в городе-миллионнике проще, учитывая развитость инфраструктуры. Притом существуют области и населённые пункты, ещё не покрытые офисами логистических компаний. Реализуя проект «Райцентр», мы имеем в виду населённые пункты (деревни, сёла и пгт) с населением до 50 тыс. человек. При этом компания развивает сеть офисов, жители небольших населённых пунктов получают рабочие места, а клиенты – оперативную доставку, в итоге все оказываются в выигрыше. Фактически здесь реализуется модель win-win. Специальные условия по программе «Райцентр» подразумевают, что на старте открытия франшизы мы берём депозит суммой в 50 тыс. рублей, а в течение года при соответствии работы франчайзи стандартам компании этот депозит возвращается. У нас действуют упрощённые требования к помещениям в таких населённых пунктах: если в крупном городе необходим офис СДЭК не менее 50 метров, с выделенной клиентской зоной, определённой этажностью и парковкой, то в райцентрах такие требования сглаживаются ввиду отсутствия там возможности обеспечить подобные условия. Также при открытии франшизы по этой программе франчайзи предстоят меньшие затраты на ремонт, аренду, оборудование и открытие офиса.

Проект «Мини-ПВЗ» (ПВЗ – пункт выдачи заказов) ориентирован сразу и на франчайзи, и на клиентов. Мы заботимся о том, чтобы нашим клиентам было удобно получать свои посылки, следим за трендами, реализуем лучший сервис и думаем о доступности наших офисов в ближайших локациях. Также проект «Мини-ПВЗ» нацелен на наших действующих франчайзи: дополнительно к более крупным офисам мы предлагаем им открыться в маленьком формате в местах с большим клиентским трафиком. Достаточно открыть свой небольшой островок-корнер, чтобы участвовать в проекте «Мини-ПВЗ»: в таком офисе клиент сможет забрать посылку, например, выходя с работы домой. Форма, удобная как для клиентов, так и для франчайзи: появляется возможность получать дополнительный доход от операционного трафика.

Постаматы – заметный тренд как в России, так и в мире. Затрагивая тему цифровизации, не можем не упомянуть их. Сегодня около 10% наших клиентов предпочтёт забрать посылку бесконтактно. Количество людей, выбирающих постамат, будет неизбежно расти. Мы поставили уже около 500 устройств, и у компании «СДЭК» большие планы по развитию постаматной сети в 2021 году в России и за рубежом.

– Одним из приоритетов развития компании в последние годы является развитие франчайзинга за границей. Сколько стран охватывает СДЭК, сколько в них офисов и сколько из них по франшизе?

– Пристально на направление международного развития компания посмотрела в 2019 году, когда мы определили, какие из стран дальнего зарубежья должны быть представлены на карте СДЭК, и приступили к активному поиску партнёров. За 2019-2020 годы к нам присоединилось более 15 стран и сейчас мы представлены в 23 странах мира. 4 марта 2021 года на карте СДЭК появилась Болгария. Наши продукты востребованы и отлично работают и в международных направлениях (например, В2С-доставка грузов в Россию с помощью мейлфорвардинга). Потому сегодня мы активно масштабируемся, соединяем страны на нашей карте между собой, налаживаем логистическое сообщение между ними, минуя Россию. Также мы смотрим в направлении развития сегмента С2С и гиперлокальной доставки: проект уже тестируется в Москве и Московской области. Все офисы за пределами России были открыты нашими франчайзи; кроме того, даже в нашей стране количество собственных филиалов СДЭК существенно уступает количеству офисов, открытых по франшизе. При этом у нас есть, например, свой филиал с сетью франшиз в Китае. Также филиал СДЭК работает в Казахстане, а не так давно было открыто представительство в Германии, которое отвечает за развитие СДЭК в Европе и на прилегающих территориях. В этом году мы планируем открыть франшизы в Израиле, Индии, Австралии и Франции. В Германии в перспективе планируем расширить существующую сеть до 20 офисов. Также новые офисы компании будут появляться в Италии, Франции, Англии и США, где СДЭК уже присутствует.

– Как повлиял на развитие компании коронакризис?

– В связи с пандемией прошёл бум заказов, который пришёлся на весенние месяцы 2020 года. Мы оперативно увеличили количество курьеров (множество заказов в период пандемии перешло с пунктов выдачи на заказы с доставкой до двери). Несмотря на сложности, огромное количество грузов в наших сортировочных центрах и отмену рейсов в связи с локдауном, мы справились и приросли в 2020 году. Логистика в этот период претерпела существенные изменения: были пересмотрены маршруты, способы доставки, учтены сложности с международными направлениями. Шопинг в этот период перешёл в онлайн, объёмы доставки выросли, и до сих пор укрепляется тренд на онлайн-покупки. По состоянию на конец 2020 года пройден порог в 2000 офисов, открыто 20 стран присутствия, запущены проекты по мини-ПВЗ и постаматам.

– Каковы планы развития компании ?

– В наших планах – развитие новых направлений, увеличение количества офисов франчайзи и их масштабирование, покрытие мейлфорвардингом CDEK Forward всех стран на нашей карте и кроссбордер-направление. Кроме того, планируем вывести наш маркетплейс «СДЭК.МАРКЕТ» на международный уровень, чтобы помогать франчайзи в продажах зарубежным клиентам. Относительно международной логистики наша цель – соединение всех стран присутствия между собой. Готовится транспортная схема Европа – СНГ.

RBG