20.10.06

"Шелковый путь" через Новосибирск

Транспортно-логистические преимущества Новосибирска превратят наш регион в мультимодальный сервисный центр. Процесс этот необратимый и будет протекать даже без поддержки местных властей. Мы не просим ни денег, ни особых льгот. Просто не мешайте нам , таков был общий вывод выставки Логистика Сибири , открывшейся на Сибирской ярмарке 18 октября.

Сибирский транзит в выигрыше

Особо притягивает взгляд инвесторов небольшое расстояние между Новосибирской областью и Китаем. Товарооборот между нашими странами уверенно растет. Специалисты утверждают, что в скором времени он достигнет 12 миллиардов долларов. Готовую продукцию и комплектующие китайцы поставляют всему миру, а посредником поставок может стать Новосибирск.

Еще недавно грузы из Азиатско-Тихоокеанского региона доставлялись в Центральную Европу по следующей схеме: из центральной части страны продукцию привозили к морским портам; по большой воде, огибая евразийский континент, двигались к проливу Босфор, далее товар попадал в международные порты, такие, как Гамбург и Роттердам. Российской границы грузы достигали только в Петербурге. Из Питера наземным транспортом доставлялись в Москву, а уж оттуда распределялись на все четыре стороны нашей необъятной родины. При таком раскладе ждать груз приходилось месяцами.

По железной дороге через Сибирь груз из Китая доходит до Москвы за 20 25 дней. В настоящее время китайский импорт все чаще следует именно этим видом сухопутного транспорта. Грузы из Поднебесной проходят в Россию через забайкальскую границу, транзитом через Монголию или Казахстан. В любом случае, распределяться грузовой поток будет в Новосибирске. Четыре пятых товара, идущих в РФ из Азиатско-Тихоокеанского региона, проходят сегодня именно через восточные границы. Дальнейшее развитие этого процесса поможет стать Новосибирску транспортной артерией для всей России и серьезным конкурентом для Москвы. Мы бы и в Европу грузы из Китая могли транспортировать через Новосибирск. Но РЖД вводит на них дополнительные тарифы, и это становится невыгодно , комментирует представитель транспортной компании Евросиб Елена Грибанова.

Палки в колеса конкурентов

ОАО РЖД не только в этом препятствует инициативе коммерческих перевозчиков. Львиная доля подвижного состава (платформы, вагоны) и транспортных терминалов находится в собственности РЖД . Например, дочка РЖД компания Трансконтейнер распоряжается 80 процентами всех платформ, находящихся на территории России. Трансконтейнер делает все, чтобы задерживать грузы других компаний. Вплоть до прямого запрета, рассказывает Денис Орлов, директор ИРИТО-Инвест (поставки автотехники из Китая). Даже если у нас есть собственные вагоны, мы не можем загнать их на чужой терминал, разгрузить чужими кранами .

В конкурентной борьбе в ход идут и ножницы цен . Раньше у частных перевозчиков перед РЖД было преимущество в тарифах. Но с 1 января 2006 г. на иностранные грузы был введен НДС, таким образом, разница между частными и государственными тарифами была устранена.

Но от подобной конкурентной борьбы Новосибирск только выиграет. Участники рынка вкладывают в развитие нашего региона. Трансконтейнер модернизирует терминал Клещиха . Евросиб в лице ЗАО Сибагроцентр строит логистический комплекс класса А в районе Пашинского переезда. Обещают, что пользу от этих проектов регион ощутит уже в 2008 году.

Новосибирск относится к числу важнейших транспортных узлов страны. Здесь пересекаются Транссибирская железнодорожная магистраль и железные дороги, ведущие на Алтай и Кузбасс, в Казахстан и Среднюю Азию, проходят автодороги федерального значения Челябинск Иркутск (Байкал) и Новосибирск Ташанта, действует аэропорт Толмачево , обслуживающий международные, внутрироссийские и внутриобластные линии, речная магистраль по р. Обь.

Ведомости (г. Новосибирск);20.10.06