01.11.21

Сабетта: как работает самый северный таможенный пункт пропуска в России?

Дышащая огненными факелами в низкое арктическое небо Сабетта – морские ворота Ямала. Сотни судов из разных стран ежегодно отправляются к ее причалам. Одни отгружают оборудование для гигантских заводов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», а другие наполняются экспортным газом. В международной гавани находится самый северный пункт пропуска Новоуренгойского таможенного поста.

«Красный Север» узнал, как отразился коронавирус на грузопотоке. Есть ли в порту контрабанда, за что в таможне возбуждают административные дела. И почему из Сабетты не получится вывезти тушу оленя.

Экспорт на миллиарды долларов

Сабетта – это не просто вахтовый поселок и грандиозные заводы. Это и огромный транспортный узел на краю полярной тундры. Международный морской порт и аэродром. Ежегодно отсюда уходит экспорт на миллиарды долларов и приходит импорт – на сотни миллионов.

В порту регулярно реют флаги Германии, Англии, Нидерландов, Норвегии, Кореи, Франции, Бельгии и Испании. А еще Китая, Португалии, Японии, Филиппин, Тайваня и Дании.

Через Северный морской путь доставляют коммерческие грузы: буровые установки, трубы для месторождений и другое оборудование. Причем не только для «Ямал СПГ». Груз есть и для предприятий Сибири; его забирают баржи, курсирующие по Обь-Иртышскому бассейну. А из порта в разные стороны отправляются танкеры-газовозы. Все это стоит огромных денег. Для примера: средняя стоимость сжиженного газа на борту только одного транспортника – 25 млн долларов.

Самые крупные игроки в морском порту – это «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2» и «YAMAL TRADE PTE. LTD».

Поэтому в Сабетте находится самый северный пункт пропуска России. Пункт пропуска относится к Новоуренгойскому таможенному посту Тюменской таможни. Каждые три-четыре недели на пост вылетают таможенники. Дежурный штат небольшой, 2-3 сотрудника. Смена зачастую длится сутки: досмотры, осмотры, совершение таможенных операций в морском порту, аэропорт. Транспортных средств за год – сотни.

Сколько требуется времени, чтобы оформить огромное морское судно?

– Среднее время совершения таможенных операций в морском порту – около одного часа, – говорит начальник Новоуренгойского таможенного поста Евгений Кутырев.

Из чего состоят таможенные процедуры в порту?

Судно с иностранным грузом заходит в Сабетту. Загодя агентирующая компания уже отправила в таможню информацию о виде и количестве товара, который ввозят на территорию Евразийского экономического союза (в котором состоит Россия). При прибытии с помощью информационных систем проверяется документация на груз. Если есть необходимость, то таможенники поднимаются на борт. Также устанавливается срок нахождения судна, информация об этом попадает в ЕАИС. Аналогичная схема действует и при убытии. Экспортный газ декларируется в Центральной энергетической таможне.

– Фиксируем объемы товара, что за судно, количество членов экипажа, в порядке ли документы, какие таможенные операции необходимо совершить, риски и т.д., – уточняет таможенник.

Ударил ли коронавирус по грузопотоку и сколько судов приходит в порт?

COVID-19, как безжалостные монгольские орды, пронесся по мировой экономике. Спад целых отраслей, десятки миллионов безработных на планете Земля, развалившиеся бизнесы. Как повлиял разгул вируса на поток судов в Сабетту?

Из-за коронавирусных ограничений прекратились международные рейсы в аэропорту. Впрочем, его продолжают использовать для перевозок по внутренним рейсам.

– Морской порт Саббета продолжает оставаться дорогой с двухсторонним движением и активной коммерческой деятельностью. Грузопоток не сократился, – отмечает Евгений Кутырев.

В 2020 году порт принял 289 судов, а 293 бортов отправилось из Сабетты в дальние рейсы. А за 9 месяцев этого года из порта ушло 211 транспортников, забрав товара на 4 млрд долларов (14,55 млн тонн сжиженного газа) – одних газовозов 175, а конденсатовозов 15. Прибыло 220 морских бортов. На 17 грузовых кораблях завезено 509,8 тысяч тонн импорта.

Как уточняет начальник Новоуренгойского таможенного поста, летом в порту грузопоток даже увеличивается. Сказывается летний сезон и чистая вода, активизация субподрядчиков и заход судов для дноуглубительных работ в Обской губе. А вот трафик танкеров-газовозов неизменный весь год. Зимой им дорогу торят мурманские ледоколы «Атомфлота».

Есть ли контрабанда в Сабетте?

Аксиома – где международный морской порт, там и контрабанда. Сигареты и алкоголь – традиционный ассортимент подпольного ввоза в Мурманск и в Новороссийск. В других странах в порты тащат совсем уж криминальный груз. Например, в США международные портовые терминалы – это место выгрузки огромных партий наркотиков из-за рубежа.

Как дела в Сабетте с контрабандой?

– Контрабанда товаров, как оружие и наркотики, у нас на посту не выявлялась. Вообще, уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере, он начинается от двух миллионов рублей – это преступление, попадающее под статью 194 Уголовного кодекса. В порту работает крупный бизнес с репутацией, он такими вещами не занимался, – отмечает Евгений Кутырев.

Порт – грузовой, а не пассажирский. Судовой экипаж, как правило, не покидает борт судна; редкие исключения – это плановая смена команды на новый экипаж.

– Передвижение по Сабетте ограничено. В порту и на территории везде контрольно-пропускные пункты (КПП), просто так никуда не пройдете. В общем, проблем с экипажами, вне зависимости от флага судна, у нас не было, – заверяет таможенник.

Однако таможенных правонарушений хватает.

– С начала года возбуждено 23 дела об административных правонарушениях. В основном выявляем правонарушения при помещении нефтегазового оборудования на временное хранение. Еще нам предоставляют недостоверные сведения о товаре, нарушают сроки и т.д. Случалось и то, что ввозимый товар не был заявлен должным образом в таможенном отношении, – перечисляет Евгений Кутырёв.

Большинство нарушителей – это российские юридические лица.

Побывать в Сабетте и не увезти оленью тушу?

Сколько оленины получится вывезти из Сабетты через таможенный пункт пропуска? Не для продажи, а чтобы съесть вдалеке, дома. Ведь на полуострове Ямал пасутся сотни тысяч оленей. Вокруг Сабетты проходят пути кочевья ненцев, есть стойбища, а диетическое мясо попадает в поселок. Так сколько?

– Не более 5 кг оленины. И только в заводской упаковке. Такие правила Евразийского экономического союза. Желательно сохранить чек из магазина, – отвечает на вопрос Евгений Кутырёв.

Правда, человеку – моряку, не работающему в Сабетте, выйти за пределы зоны грузового порта в поселок можно только по специальному разрешению.

В общем вахтовики и другие командированные в Сабетту специалисты, отправляясь за границу, имеют лимит на вывоз ямальских деликатесов. Личный багаж позволяется разбавить мясными или рыбными продуктами исключительно из магазинов. А также включить в меню 250 граммов осетровой икры.

– Без упаковки оленье мясо или рыбу придется оставить, – констатирует собеседник.

А как же экспортируется оленина?

Живые консервы Ямала – олени. Округ – крупнейший в мире поставщик не только газа, но и оленины. Забойки находятся и в Ямальском районе. Ежегодно после сезонного забоя часть замороженных туш, продуктов из мяса, и шкуры отправляются заграницу. С начала года в Финляндию ушло шесть партий оленины – 238 тонн. Покупатель заплатил за это 1 миллион 317 тысяч долларов. Однако мясной экспорт из округа с годами снижается. Все больше оленины отправляется на внутренний рынок. На пике поставок, в 2019 году, из ЯНАО за границу увезли 442 тонны. А в 2020 году ушло 389 тонн оленины.

Правда, Тюменская таможня не занимается экспортной олениной. Сегодня товар декларируется через Сеть, в Уральской электронной таможне (базируется в Екатеринбурге). Международная отгрузка проходит в Ленинградской области.

Про белых медведей вспомним

Еще вокруг Сабетты – дикая и экзотическая Арктика. Малолюдные тундры, по которым кочуют оленеводы. И дикие звери. Многие слышали про белых медведей. Так вот, в поисках пропитания, осваивая Ямал, гигантские звери приходит и к Сабетте. Так как вид «краснокнижный» – его нельзя отстреливать, как и его опасных бурых собратьев.

– Периодически зимой белые медведи заходят и на территорию морского порта, но наши таможенники с «мишками» не сталкивались, – констатирует собеседник «Красного Севера».

Оно и к лучшему.

Михаил Пустовой

Красный Север (ЯНАО)