С корабля на рельсы
Соседи упрощают таможенное оформление транзитных грузов
Железнодорожные терминалы Украины получили право таможенной обработки грузов.
По словам председателя Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Александры Кужель, теперь грузы можно будет оформлять вне пунктов таможенного досмотра морских портов, что не только ускорит прохождение таможенного контроля, но и освободит порты для новых грузов.
Министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский уже заявил, что нововведение ликвидирует последние препятствия на пути создания «сухих портов» – железнодорожных терминалов с правом таможенной обработки грузов, откуда они в ускоренном порядке двинутся прямо к адресату. По его словам, первым таким «сухим портом» должна стать станция вблизи Одесского морского торгового порта – Одесса-Лиски.
Распоряжение правительства, расширяющее полномочия железнодорожных терминалов, вызвало недовольство портовиков. Так, начальник Одесского морского торгового порта Николай Павлюк уверен, что железнодорожники не должны иметь права на проведение таможенных операций. «Мы таким образом открываем путь контрабанде в глубь страны», – аргументировал он свою точку зрения.
В департаменте железнодорожного транспорта Минтранссвязи негативную позицию портовиков объясняют их нежеланием хотя бы частично отдать железным дорогам доходную функцию, прежде бывшую их монополией. «Здесь срабатывает разность интересов. Порты получают немалые деньги в виде штрафов за простой на их территории грузов под таможенными процедурами. Они не слишком заботятся о скорости перевалки. Но если некоторые транспортники считают, что грузоотправители им чем-то обязаны, то у министерства иная позиция – всесторонне помогать клиенту. Мы же вступили во Всемирную торговую организацию, там совсем другие критерии оценки работы транспортного рынка – сроки доставки, сохранность и безопасность. И личные интересы руководителей портов здесь ни при чём», – отмечает директор департамента Михаил Макаренко.
По его словам, для повышения доходности портовикам необходимо воспользоваться благоприятной конъюнктурой – ведь перевалка грузов через них растёт даже в условиях кризиса – и зарабатывать, привлекая новых клиентов.
«Кризис не только сократил нам объёмы перевозок, но и существенно изменил их конфигурацию. Особенно это заметно на перемещении внешнеторговых грузов. Прежде они распределялись между портами и западными погранпереходами приблизительно пятьдесят на пятьдесят. Сегодня же в направлении Европы перевозки сократились намного больше, чем в направлении портов», – уточнил заместитель гендиректора «Укрзализныци» Виктор Черный.
По мнению торгового представителя России на Украине Сергея Иванова, создание максимально благоприятных условий для транзита грузов положительно скажется на экономике страны. В качестве иллюстрации действенности этих мер он приводит пример стран Прибалтики, до 40% бюджета которых в 1990-е годы формировалось за счёт доходов от провоза российских товаров. «Украинская экономика тоже имеет шанс продержаться на российском экспорте, нужно только не забывать о преференциях для такого выгодного заказчика и поставщика», – считает Сергей Иванов.
«Гудок», 11.03.2009