14.10.14

Рынок грузоперевозок: анализ и прогнозы на будущее

Экономическая ситуация по всему миру остается достаточно напряженной. И это напрямую отражается на рынке грузоперевозок. Большинство ведущих стран к началу года стабилизировались и даже показали некоторый рост, самые лучшие показатели у Китая (7,5-8%) и США (около 2,2 процента). Действующая российская модель серьезно сбоит. Несмотря на оптимистичные заверения об успешном преодолении самых острых кризисных последствий, все говорит об обратном.

Структура рынка грузоперевозок в России

доля авиаперевозок ничтожно малаСюда традиционно входит сразу несколько видов: железнодорожный, трубопроводный, автомобильный, морской, воздушный. Если рассматривать объемы в натуральном выражении, то доля авиации ничтожно мала, выражается в сотых долях процента и особого влияния на ситуацию не оказывает.

Данные, которые публикуются Росстатом, также не являются абсолютными, так как в силу понятных причин многие компании искажают данные с целью сокрытия истинного товарооборота и ухода от налогов. Тем не менее, понятно, что порядка 95% рынка грузоперевозок (если исключить трубопроводы из анализа) занимают железнодорожные и автомобильные.

В последние годы заметно увеличилась доля ж/д транспорта. Это объясняется более низкой себестоимостью, более выгодными тарифами для международных поставок (они часто вдвое ниже внутренних). По общему объему автомобили лидируют, показывая объемы, превышающие 60%, но это исключительно за счет внутригородского и районного оборота на короткие расстояния, что составляет только 5% от общего показателя по стране.

Анализ рынка грузоперевозок

рынок грузоперевозок в РоссииСущественно отразилась на отрасли нестабильность в послекризисные годы, рост конкуренции и падение общего спроса на логистику. Тем не менее, за последние 3-4 года лидеры заметно прибавили. Общий прирост объемов перевозимых грузов ежегодно составлял 3-5%. Морские и внутренние водные перемещения при этом составляли в совокупности до 3,5%.

Большее внимание уделяется развитию железнодорожного сектора. Это отличительная особенность российского рынка грузоперевозок. Для больших расстояний это самый оперативный и экономичный вид доставки, в особенности это качается добывающих и промышленных предприятий. Зачастую места обработки сырья и его добычи значительно удалены друг от друга, и оптимально использовать именно железную дорогу.

Несмотря на это, рынок грузоперевозок активно развивается и с помощью большегрузных машин. Не везде есть возможность использовать вагоны, тем самым достигается высокая скорость и мобильность. К преимуществам данного вида поставок также можно отнести срочность, хорошую сохранность, возможность адресной доставки «до двери».

Повышается качество услуг, с этой целью логистические компании включают дополнительные предложения по растаможке, сопровождению и оформлению. Государство разрабатывает программы по переоборудованию и ремонту дорог, владельцы регулярно обновляют парк машин.

Новые реалии

Введение экономических санкций, в том числе ответных ограничительных мер, неизбежно скажутся на рынке грузоперевозок в России. Это не обязательно будет снижение объемов, хотя поток из Европы заметно упадет. В первую очередь должно оживиться сообщение внутри страны. К примеру, на порядок увеличатся поставки морепродуктов с Дальнего Востока, еще более возрастет импорт из стран Азии.

Ближайшие годы обещают быть чрезвычайно сложными. Даже до изменений в политической ситуации Минэкономразвития несколько раз ухудшало собственные прогнозы темпов роста на ближайшие периоды, которые все больше стремятся к нулю. Помимо стагнации неизбежна высокая инфляция, ослабление рубля, рост цен.

Основными стимулирующими факторами продолжат оставаться гибкая тарификация, в том числе и с государственной поддержкой, интермодальность, освоение новых направлений, использование новых технологий и техники.

Государство как основной регулятор

увеличение перевозок РЖДПока на рынке грузоперевозок относительное благополучие, потому что в основном еще не заработали ограничительные механизмы. Однако ни официальные прогнозы (которые, как правило, оптимистичней реалий в разы), ни показатели ВВП не радуют. Не случайно чиновники сегодня отказываются даже от краткосрочных прогнозов.

Инфляция в стране выше средней по Европе в разы, а ранее сделанные обещания Путина о росте экономики на 3-5% ежегодно не выполняются. Для их выполнения нужны десятки триллионов, именно столько сейчас потребуется для поддержания того же Крыма. Поэтому несложно предсказать, что рынок грузоперевозок ожидают сложности.

В 2015 ожидать можно незначительного увеличения перевозок на РЖД (до 2,3 миллиардов тонн), большегрузных машин (до 1,8 млрд. в абсолютном значении и до 140 млрд. т общего оборота), возрастет роль внутренних водных коммерческих сообщений. Постепенное развитие мощностей российских портов позволит частично отказаться от услуг иностранных.

Деловые Новости