Рынок готов пользоваться железнодорожными сервисами
Компания АО "РЖД Логистика" создана ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) специально для развития логистического направления бизнеса холдинга. На вопросы "Ъ" о том, как выиграть конкурентную борьбу за высокодоходные грузы, ответил генеральный директор АО "РЖД Логистика" Вячеслав Валентик.
— Как вы охарактеризуете конкуренцию между железной дорогой и автотранспортом на магистральных маршрутах?
— Сегодня вагон выигрывает у автомобиля при перевозке на расстояние более 2,5 тыс. км: в этом случае ехать по железной дороге и дешевле, и быстрее. При транспортировке грузов на меньшие расстояния предпочтение чаще отдается автотранспорту.
Однако такое положение вещей можно изменить и добиться большей привлекательности железной дороги для грузоотправителя. Речь идет о дорогом товарно-штучном сегменте грузов — это та сфера, за которую стоит побороться. Преимущество для таких клиентов состоит прежде всего в удобстве перевозки: железная дорога гарантирует сохранность груза, в отличие от автотранспорта, где реализовать подобную гарантию очень сложно.
— Что можно сделать, чтобы переманить грузы с автодорог?
— Во-первых, позитивный эффект оказали бы модернизация складского комплекса ОАО РЖД и корректировка ценовой политики холдинга в этой области. Сейчас довольно много этих складов не соответствуют требованиям, предъявляемым к современным складским помещениям классов А и В. А именно такие помещения необходимы для работы с дорогими грузами. Кроме того, склады ОАО РЖД зачастую дороже, чем частные. Автоперевозчики загружают товар в машину на одном складе и везут "до двери" другого склада, а железная дорога вынуждена перегружать его на станциях и довозить на первой и последней милях. Это неудобно грузоотправителю и в совокупности с качеством и стоимостью складов делает транспортировку по железной дороге непривлекательной.
Во-вторых, перевозка по железной дороге, несмотря на значительные усилия со стороны ОАО РЖД, остается довольно серьезно задокументированной. Что удобнее: заполнить один документ или несколько? Составить простую официальную бумагу или утонуть в многочисленных нормативах, условиях и особенностях? Ответ очевиден. Клиенты АО "РЖД Логистика" от этого избавлены: мы оформляем с ними один документ — экспедиторскую расписку, а дальше уже сами занимаемся документооборотом в их интересах. Но если говорить о конкурентоспособности отрасли в целом, то упрощение работы с документами также способствовало бы привлечению грузов на железную дорогу.
В-третьих, помогло бы изменение ряда нормативов. В частности, правил товарного соседства. Дело в том, что на железной дороге до сих пор действуют регламенты времен СССР, запрещающие перевозить в одном контейнере, например, консервы и бытовую химию или мясо и рыбу. При этом современные технологии упаковки позволяют без проблем доставлять все это вместе в одном грузовике. Получается, что автотранспортные компании могут предложить конкурентный сервис, а железной дороге мешают неактуальные правила.
— Как ваша компания привлекает грузы на железную дорогу?
— Мы, как крупнейший мультимодальный логистический оператор, видим интерес грузоотправителей к отправкам по железной дороге. Самый свежий пример — сервис АО "РЖД Логистика" по железнодорожной транспортировке товаров несырьевого экспорта из России в Китай, который мы запустили 5 апреля. Из единично отправленного поезда с универсальными контейнерами он вырос в регулярный кольцевой сервис. Сегодня из терминала в Ворсино ускоренный контейнерный поезд в Чэнду через погранпереход в Наушках отправляется каждые две недели. Среди перевозимых товаров — металлоконструкции, бытовая химия, печенье, газировка, шоколадные конфеты. Этот пример наглядно демонстрирует, что рынок готов пользоваться железнодорожными сервисами, если они организованы на принципах клиентоориентированности и соответствуют требованиям современной логистики.