03.08.11

Рыба просится в контейнерные поезда

ООО «Альянс «Восток-Запад» предлагает ввести изменения в систему организации изотермических перевозок

Это позволит обеспечить увеличение их скорости до уровня маршрутных контейнерных поездов и снизить цену доставки скоропортящегося груза.

Генеральный директор ООО «Альянс «Восток-Запад» (АВЗ) Виталий Момот рассказал «Гудку», что сейчас срок доставки рыбы с основного дальневосточного холодильного терминала на станции Угольная (Приморский край) до Москвы составляет около 17 суток.

«Это означает, что изотермический подвижной состав идёт со средней маршрутной скоростью 500–550 км в сутки, – отметил он. – При этом ставка на вагон составляет 120 тыс. руб. В то же время для маршрутных поездов ОАО «ТрансКонтейнер» в сообщении Находка – российская западная граница создаются условия, когда их маршрутная скорость составляет до 1000 км в сутки, при этом ставка составляет 50 тыс. руб. за единицу подвижного состава. Технология провоза изотермического вагона без дизельной сцепки ничем принципиально не отличается от перевозки гружёных фитинговых платформ. Поэтому следует создать возможность включать в состав маршрутных контейнерных поездов вагоны для перевозки скоропортящейся продукции, а также применять в этом случае для них единую с контейнерами ставку за перевозку. В случае же перевозки скоропортящегося груза в составе сборных поездов имеет смысл применять для него среднюю ставку, исчисляемую от расценок на каждый вид парка в поезде. Кроме того, поскольку себестоимость перевозки подобной продукции не зависит от её вида, следует либо убрать существующую у ОАО «РЖД» систему тарифной классификации грузов, либо передать её регулирование в Министерство транспорта».

Директор ООО «Агентство «Рефперевозки» Ильдус Халиков заявил, что предложения АВЗ вполне обоснованны, поскольку существующая система начисления ставок на перевозку по железной дороге скоропортящейся продукции не совершенна.

«Ныне действующие расценки, когда для их исчисления применяется коэффициент 1,5, означающий обеспечение скоростного режима, были приняты ещё во времена СССР, когда для изотермических грузов он реально выдерживался, – подчеркнул он. – Сегодня скоропортящийся груз везётся почти всегда в составе сборных поездов, включающих в себя любые виды парка, перевозящие полную грузовую номенклатуру. При этом скоростной режим по коэффициенту к ставке 1,5 при таких перевозках, разумеется, не выдерживается. В итоге происходит ситуация, когда операторы изотермического состава существенно переплачивают за перевозочную услугу, при этом не получая за это никаких реальных выгод. Как результат, происходит значительное удорожание транспортной составляющей в перевозимых грузах, потеря железными дорогами привлекательности для их владельцев и их переход на другие виды транспорта. Принятие предложения компании «АВЗ» по обеспечению ускоренного режима перевозки изотермического парка и изменению расценок на него позволит довести нынешний уровень цены за доставку одного килограмма скоропортящегося груза по условному маршруту Владивосток – Москва в 5 руб. за килограмм с сугубо железнодорожной составляющей на всю цепочку поставок по схеме «от двери до двери». При этом будут значительно улучшены и технологические условия по сохранности груза».

Директор по маркетингу и развитию ОАО «Рефсервис» Олег Богомолов отметил также, что при формировании контейнерных поездов из дальневосточных портов в направлении европейской части страны применяется включение в их состав вагонов-термосов. Это обеспечивает для них режим ускоренной перевозки.

«Такой опыт позволяет довозить такие вагоны в составе одного поезда уже не до Читы, а до Екатеринбурга, – отметил он. – В случае же, когда изотермический парк отправляется в составе сборного поезда, соблюдение ускоренного режима перевозки обеспечивается за счёт первоочередной обработки таких вагонов на сортировочных станциях. Поэтому необходимость разработки ставочных схем, основанных на усреднённом принципе, неочевидна».

Газета «Гудок».