Русский транзит
Наша страна обладает колоссальным транзитным потенциалом, который, к сожалению, пока не раскрыт в полной мере
Выгодное географическое положение России позволяет перевести на ее территорию большую часть грузопотоков из Европы в Азию и обратно, но этому мешает недостаточное развитие транспортно-логистического комплекса страны.
Разветвленная сеть транспортных коммуникаций при необходимой модернизации может обеспечить выполнение столь амбициозной задачи, но для этого нужны постоянное внимание и финансирование со стороны бизнеса и государства. Требуется устранить многочисленные труднопреодолимые участки на пути следования грузов – «бутылочные горлышки», присутствующие практически на всех магистралях страны, увеличить скорость доставки грузов, улучшить логистический менеджмент.
Современные тенденции в сфере транспортировки грузов – это тотальная контейнеризация, доставка по принципу «от двери до двери» и «точно в срок» (door-to-door и just-in-time), разумные комбинации морских, авиационных, железнодорожных и автомобильных средств перевозки грузов для достижения наилучшего соотношения скорость – цена. В развитых странах все это уже давно устоявшиеся принципы и методы работы, которые в России начали применяться недавно и далеко не везде.
Узлы и коридоры
Транспортно-транзитная система любого государства основывается на транспортных узлах и коридорах. Транспортные узлы – это чаще всего крупные города, являющиеся местом пересечения и связки нескольких крупных однотипных и разнотипных транспортных потоков. Исторически на месте пересечения главных торговых путей образовывались самые крупные и преуспевающие города. Прямой доступ к транспортным потокам, как входящим, так и транзитным, – это денежные вливания в казну, дополнительные рабочие места и возможность быстрее и эффективнее развивать свою экономику.
Транспортные коридоры – это транзитные магистральные путепроводы протяженностью в тысячи километров, включающие зачастую несколько видов транспорта, соединяющие удаленные страны и регионы. Без этих транспортных артерий эффективное развитие экономики страны, занимающей огромную площадь, невозможно. Через территорию Российской Федерации проходят международные транспортные железнодорожные коридоры (МТК) № 2 и № 9: Берлин – Нижний Новгород и Финляндия – Новороссийск / Астрахань.
Продление этих коридоров дальше на восток и на юг открывает совершенно новые транзитные решения. На основе МТК № 2 и Транссибирской магистрали есть возможность организовать беспрецедентный по протяженности коридор Япония – Россия – Европа (коридор Восток–Запад). Стоит отметить, что уже сегодня на Транссибирской магистрали используются скоростные контейнерные поезда, проходящие 1200 км за сутки. Таким образом, скорость доставки транзитом через территорию России по железной дороге оказывается в разы выше скорости транзита морским транспортом.
Важным элементом в формировании новой транспортной сети России является строительство железнодорожной магистрали Белкомур (Белое море – Коми – Урал). Она призвана соединить предприятия Урала с портами Белого моря. Когда строительство будет закончено, а оно требует серьезных инвестиций – около 118 миллиардов рублей, расстояние, преодолеваемое товарными поездами от Перми до Архангельска, уменьшится на 800 километров, а стоимость перевозки сократится на 40%. Всего в Архангельской области, республике Коми и Пермском крае с учетом строительства нового Архангельского порта будет создано более 45000 новых рабочих мест.
Промышленные предприятия этих субъектов на условиях государственно-частного партнерства уже начали реализацию своих проектов с суммарным объемом инвестиций 480 млрд рублей (на 1 мая 2010 года ими освоено 38779,52 млн рублей на капитальные вложения, что составляет 8,8 % от общей суммы по проекту). Лидеры промышленности Пермского края, такие как «Еврохим» и «Акрон», открывают новые калийные производства, «Уралкалий» и «Сильвинит» увеличивают производственные мощности, и если к 2015-17 годам магистраль Белкомур не будет запущена, то регион ожидает транспортный коллапс.
Для модернизации транспортно-логистического комплекса России в целом необходимо создать более продуманную и эффективную систему взаимодействия железнодорожного и морского транспорта. Только при создании комплексных логистических моделей, которые включают несколько видов транспорта, возможно достичь наибольшего удобства, скорости и экономии при доставке груза.
Восток и запад
Приморский край с его развитой портовой инфраструктурой является транспортным центром востока России. Транзитный потенциал этого региона огромен, но для того чтобы его реализовать, требуется решить ряд насущных проблем. Необходимо наладить прочное взаимодействие между портами края и железной дорогой, модернизировать торговый флот и железнодорожный подвижной состав. Давно стоит вопрос об увеличении пропускной способности владивостокского аэропорта. На сегодняшний день имеет место комплексная модернизация инфраструктуры края в рамках подготовки к саммиту АТЭС, который пройдет в 2012 году. Однако необходимо помнить, что развивать нужно не только возможности пассажирского сообщения, но и грузового, решая две проблемы одновременно.
По своему геоэкономическому положению Владивосток и Санкт-Петербург близки, как схожи они и по своим транспортным проблемам.
9–10 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге заинтересованные в обсуждении проблем транспорта и транзита представители власти и бизнеса встретятся на III международной конференции «Транспортно-транзитный потенциал», организованной в рамках проекта партии «Единая Россия» «Санкт-Петербург — морская столица России».
В мероприятии примут участие первые лица Министерства транспорта РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральных служб автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта, представители администраций более 30 регионов РФ, транспортно-логистических, судоходных и промышленных компаний, морских и речных портов, делегаты из стран Европы и Азии.
vladnews.ru; 19.08.10