02.12.20

Рост негабарита

В период пандемии наметился существенный рост спроса на негабаритные перевозки.

Несмотря на общее снижение объема грузоперевозок в первой половине года, перевозчики и бизнес отмечают восстановление спроса. Одним из драйверов отрасли стал бум онлайн-шопинга. Как развивается ситуация на рынке автоперевозок и какие услуги наиболее востребованы у бизнеса.

Внутреннее перераспределение

Рынок автоперевозок в период коронакризиса показал высокую адаптивность. «В целом, несмотря на снижение объема перевозок, преимущественно международных, этот рынок показывает устойчивость в кризисный момент, т.к. произошло частичное перераспределение грузопотоков в пользу внутренних перевозок», — отмечает директор практики консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли, PwC в России Виктория Синичкина.

Автоперевозки стали ключевым каналом для доставки товаров народного потребления. «Розничная и онлайн торговля поддержала автоперевозки, а временная остановка промышленных предприятий снизили свое влияние», — резюмирует Виктория Синичкина.

«С начала года количество объявлений на Авито выросло на 10 млн и сейчас достигает более 71 млн — это стало одним из стимулов роста спроса на перевозки», — говорит глава департамента «Operation and Logistics» Авито Сергей Пустыльник. — В период пандемии россияне активно покупали онлайн самые разные товары, в том числе и крупногабаритные — для дома и ремонта, бытовую технику, мебель для обустройства удаленных рабочих и учебных мест. А осенью в городе спрос на такие перевозки вырос на 79% по сравнению с весной и на 25% по сравнению с прошлым годом. По стране показатели увеличились на 76% и 32%, соответственно».

Потребность в негабаритных перевозках для B2B сегмента связана с региональными особенностями, ведь в Санкт-Петербурге и областных городах работает большое количество предприятий, которым требуется перевозка крупногабаритного оборудования и других видов грузов. Кроме того, в регионе функционирует семь морских портов, для которых необходимо развивать соответствующую инфраструктуру.

Прагматичный подход

Сейчас сегмент доставки крупногабаритных товаров достаточно развит в Москве и Санкт-Петербурге. В то же время услугу межрегиональной доставки в сегменте B2 °C предлагают всего несколько компаний, поэтому крупные игроки осуществляют перевозку товаров по классической B2B-схеме: нанимают транспортные средства для разовых перевозок, отмечает директор макрорегиона «Северо-Запад» Почты России Сергей Пустыльник.

«Содержание собственного автопарка напрямую зависит от оборота техники в продаваемой локации, — говорит управляющий «Автополе Мото Кудрово» Алексей Нигматулин. — Например, дистрибьютер вынужден иметь в обороте парк фур для доставки техники своим дилерам, которые дислоцированы по всей РФ. Но собственный автопарк это все равно редкость, даже для дистрибьютера. Они, как правило, покупают эту функцию у транспортных компаний».

Один из способов снизить затраты при перевозке таких грузов — LTL-отправления. Они наиболее эффективны при междугородних и международных перевозках, отмечают опрошенные РБК компании. «Все чаще клиенты отказываются заказывать под нестандартные товары отдельную машину в пользу LTL-отправлений», — подтверждает тренд директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. Аналитики ГК «Деловые Линии» отмечают, что доля негабаритного груза в общем тоннаже перевозчика составляет 40%, а прирост сегмента к прошлому году составил 13%.

Сборные грузы — это хороший способ сэкономить средства компании и ускорить сроки доставки заказчику. «В целом у нас доля негабаритных грузов от общего объема составляет порядка 10%. Это оборудование для пекарен и других предприятий промышленного приготовления или производства пищевых продуктов; тепловые и комбинированные острова, собранные производителем по специальному заказу и с учетом индивидуальных требований покупателя. Для выполнения перевозок мы пользуемся услугами проверенных транспортных компаний. Для нас это наиболее экономически выгодно, т.к. позволяет сэкономить на содержании собственного автопарка, и ускоряет процесс доставки заказов клиенту», — делится опытом руководитель отдела логистики компании ТехноФлот, которая занимается поставкой оборудования для ресторанов, Анна Сечкова.

Компании выбирают тип перевозки и в зависимости от масштаба бизнеса. «Содержание собственного парка нерентабельно, т.к. траки должны использоваться на 100%. В фуре, вагоне, самолете — каждое место (квм, кубм) должно быть использовано по максимуму и продано к верхнему пределу. Это возможно только при наличии максимального количества клиентов заинтересованных в перевозке товаров в оба конца, — подчеркивает Алексей Нигматулин. — Мы локальная компания, поэтому возим в границах Северо-Запада. Территория охвата до 200-250 км. Далее нерентабельно нашему клиенту».

Весомые перспективы

По мнению Виктории Синичкиной, доля B2B сегмента в автоперевозках до конца года снизится, но несущественно. Такой же тренд продолжится и в начале 2021 года. Транспортные компании в этих условиях стремятся расширить пул клиентов. Так, «Деловые Линии» запустили акцию на перевозку негабаритных грузов с выгодой до 25%. «Предложение позволит клиентам по всей России оптимизировать затраты, а в 80 населенных пунктов СЗФО, в том числе Санкт-Петербурге, Всеволожске, Выборге, Гатчине, Сосновом Бору, еще и сэкономить и на доставке от адреса до терминала», — пояснили в пресс-службе оператора.

В дальнейшем рынок доставки негабаритных грузов, по словам Алексея Нигматулина должен развиваться в сторону большей прозрачности и ответственности. Если сегодня некоторые транспортные компании не готовы брать на себя ответственность, нет единого регламента — приема, фотографирования и упаковки, — то в будущем, по словам участников рынка, они обязательно должны появиться.

РБК+