12.11.04

Рост на 11 процентов? Смех в зале

Увеличить на 11% объем экспорта услуг потребовало правительство от белорусских фирм, занимающихся международными автоперевозками. Как выполнить этот показатель, установленный исходя из утвержденного роста ВВП, ни перевозчики, ни Минтранс пока, похоже, не знают. Ведь именно из-за политики государства данная отрасль, некогда процветавшая, сейчас практически загибается. В 2004 году отмечено существенное снижение практически всех показателей. Решение этой проблемы искали в среду на расширенном совещании в Министерстве транспорта и коммуникаций.

На организованное Минтрансом совещание с участием руководителей белорусских фирм, занимающихся международными грузоперевозками, были приглашены представители практически всех министерств, ведомств и государственных комитетов. Фактически всем им пришлось услышать от перевозчиков много нелицеприятных слов. Суть претензий сводится к тому, что благодаря мудрому государственному руководству международная перевозка грузов как самостоятельная и некогда весьма доходная отрасль экономики Беларуси сейчас стагнирует. Причин тому много. Это и более существенная по сравнению с соседними странами налоговая нагрузка, и лоббирование Министерством промышленности интересов МАЗа, и, самое главное, деятельность белорусской таможни.

Согласно озвученным на совещании цифрам за 9 месяцев 2004 г. транзитный грузопоток через Беларусь уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 36%. При следовании грузов из Европы в Россию их хозяева не хотят, чтобы грузы доставлялялись кратчайшим путем через Беларусь. Они предпочитают более длинные, но безопасные маршруты через Украину и Прибалтику. Соответственно используются преимущественно литовские, украинские и российские перевозчики, услуги которых к тому же из-за более льготной налоговой нагрузки дешевле. Сегодня заказчики, которые 4 5 лет пользовались услугами белорусского предприятия, уходят, говоря, что литовская цена на 15 20 процентов ниже нашей. Даже крупные государственные белорусские предприятия, например гродненское Химволокно , сегодня рассчитывают расходы на ввоз сырья и вывоз продукции, только учитывая услуги иностранных перевозчиков , заявил руководитель одной из белорусских фирм.

По словам министра транспорта и коммуникаций М.Борового, если за 9 месяцев 2004 г. белорусские перевозчики увеличили объем выручки с одного транспортного средства на 14%, то платежи в бюджет увеличились на 39%. Из-за жестких условий ведения бизнеса в Беларуси за этот же период автомобильный парк международных перевозчиков уменьшился на 1 500 машин, которые просто уехали работать в Россию.

В этой связи министр задал вопрос представителю Минэкономики: каким образом отрасль, в которой снижаются все показатели, причем по причинам, не связанным с плохой работой, выполнит установленные показатели роста экспорта услуг на 11% в 2005 году? Некоторые спортсмены могут прыгнуть и на 2,20, и на 2,40 метра, но никакой спортсмен на 3,20 метра не прыгнет , заявил министр.

Этот показатель установила не я и даже не наше министерство, ответила представитель Минэкономики. Это установка нашего государства. У нас все параметры вводятся, исходя из роста ВВП, который уже почти два года устанавливается в размере 10% в год . Зал смеялся и аплодировал.

БДГ 12.11.04