06.08.07

Россия в контейнерном провале

Нашей стране нужна специальная государственная программа контейнеризации. Только так можно преодолеть отставание в использовании контейнеров, уверен президент российской Гильдии экспедиторов Семен Резер.

– Насколько необходимы контейнерные перевозки для России?

– Очень необходимы. И заслуживают, по-моему, создания отдельной федеральной программы контейнеризации всех отраслей промышленности и сельского хозяйства. Потому что ни одна отдельная компания с этим вопросом не справится.

Дело в том, что мы сильно и по всем направлениям отстаем от всеобщих процессов контейнеризации, которые в 1990-е годы охватили весь мир. Во-первых, у нас не хватает самих контейнеров, тем более что в стране они почти не производятся. Во-вторых, у нас очень мало контейнерных терминалов. Для 40-футовых контейнеров в России вообще не существует терминалов, хотя именно контейнеры таких размеров являются самыми популярными, например, в морских перевозках.

Да и морские порты в нашей стране могут принимать суда вместимостью не более 5 тыс. контейнеров. В то время как в мире уже эксплуатируются корабли вместимостью до 9 тыс. контейнеров.

После развала Советского Союза неблагоприятная ситуация усугублялась годами, и сегодняшнее положение я бы назвал полным провалом в подготовке транспортной инфраструктуры.

– В чем основные преимущества контейнерных перевозок?

– Во-первых, уменьшается потребность в складских площадях. Контейнер сам имеет крышу и поэтому отпадает нужда возводить специальные склады для их размещения. Это особенно актуально в России с нашим дефицитом складских площадей.

Во-вторых, контейнеры позволяют значительно автоматизировать сами перевозки. Контейнер весом 20 и более тонн перегружает специальный кран, грузчики здесь не нужны.

В-третьих, применение контейнеров ускоряет доставку грузов, позволяет применять современные логистические решения, вроде «от двери до двери» и «точно вовремя».

И, наконец, использование контейнеров повышает сохранность груза.

– Но не упрощают ли контейнеры возможность нелегальных и террористических операций? Ведь вскрывать и досматривать каждый контейнер очень сложно.

– Для этого уже существует специальное оснащение контейнеров, которое позволяет дистанционно, например с помощью спутниковой связи, контролировать состояние груза, его температурный режим, целостность самого контейнера. Также на пограничных станциях устанавливается оборудование, которое позволяет просвечивать контейнеры ультразвуком или рентгеновскими лучами.

Наоборот, увеличение объема контейнерных перевозок отвечает задачам развития страны и национальной безопасности. Потому что в контейнерах удобно возить буквально все – от продуктов питания на отдаленные пограничные заставы до военного имущества.

– Какого рода грузы российских предприятий было бы экономически выгодно перевозить в контейнерах?

– В первую очередь это товары народного потребления – одежда, обувь, телевизоры, холодильники; продукты питания любого рода – от консервов до молока и соков; запасные части и даже автомобили. На сегодняшний день в контейнерах можно перевозить большинство выпускаемых товаров. Существуют уже технологии, позволяющие перевозить в специализированных контейнерах и насыпные грузы, что тоже может удешевлять их перевозку.

– Заинтересованы ли в развитии контейнерных перевозок железнодорожники?

– Конечно, ведь они получают прибыль от увеличения грузоперевозок. К тому же грузовладельцы готовы больше платить железной дороге за дополнительный сервис при контейнерной доставке.

– Что мешает распространению контейнеров в России?

– Причин много. Например, психология: мы просто к ним не привыкли и продолжаем грузить навалом по старинке. Но основной причиной является отсутствие в стране достаточного числа контейнеров и контейнерных терминалов. Не хватает и специализированного подвижного состава. У «ТрансКонтейнера» –16 тыс. фитинговых платформ под контейнеры, у частных компаний – 2 тыс. Этого просто мало. Сейчас многие закупают контейнеры в Китае, но возить их часто не на чем – наши заводы не успевают производить такие платформы. Это тоже сдерживает контейнерные перевозки.

Также сильно их внедрение тормозят высокие тарифы на железнодорожные контейнерные перевозки, которые устанавливаются государством. В то время как все остальные тарифы – на автомобильные, авиационные и морские перевозки – рыночные. Если этот дисбаланс устранить, то контейнерные перевозки сильно вырастут.

– Сколько необходимо построить в России контейнерных терминалов?

– Сейчас на сети ОАО «РЖД» существует 44 контейнерных терминала, и их число в ближайшее время нужно как минимум утроить.

По мере строительства этих новых площадок будет расти и объем перевозок контейнеров. Соответственно будут нужны и новые терминалы.

Вообще мультимодальные контейнерные площадки должны быть в каждом населенном пункте страны с населением в 300 – 500 тыс. жителей.

– Как вы прогнозируете развитие контейнерных перевозок в России?

– Общий контейнерный оборот в нашей стране растет на 20 – 25% ежегодно, внутренние перевозки – на 10 – 15%. И такие темпы прироста сохранятся еще на долгие годы, потому что сегодня в контейнерах в нашей стране перевозится всего лишь 6% от контейнеропригодных грузов.

«Гудок» 06.08.2007