08.08.16

Россия предложила Китаю новые транспортные коридоры

Для организации транзита китайской продукции в контейнерах через территорию РФ кроме приморских портов могут быть задействованы Мурманск и Тамань.

С таким предложением выступили в Иркутске представители российской делегации на заседании подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая.

В частности, речь идёт о транспортном коридоре КНР – Казахстан – Мурманск – восточные порты Северной Америки (Нью-Йорк). По сравнению с маршрутами, пролегающими через Суэцкий и Панамский каналы, он может сократить грузоотправителям время доставки, что особо актуально при транспортировке грузов высокой стоимости.

Ещё одна возможная схема транзита предполагает использование мощностей российских портов Азово-Черноморского бассейна: Китай – Казахстан – Тамань – Западная Европа (Марсель).

По словам главы Министерства транспорта России Максима Соколова, за последние 10 лет объём перевозок грузов между российскими и китайскими портами вырос в три раза.

Наблюдается рост трафика и по железным дорогам. Особенно это относится к контейнерным перевозкам, которые сегодня выполняются по 52 поездным маршрутам.

За первое полугодие в сообщении Китай – РФ железнодорожным транспортом перевезено почти 246,4 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте). Это на 20% превышает аналогичный период 2015 года, в том числе в транзитном сообщении – 68,5 тыс. TEU, или на 83% больше.

К примеру, через пограничный переход Маньчжурия – Забайкальск за шесть месяцев проследовало 34 контейнерных поезда по маршруту Забайкальск – Кунцево-2 с 4,8 тыс. TEU. Это почти вдвое больше, чем с января по июнь 2015 года.

«Расширение логистических схем вполне закономерно. Сегодня Китайская Народная Республика является ведущим игроком на международном рынке по обслуживанию контейнерного потока на направлениях Азия – Европа, Азия – Северная Америка и, собственно, сама генерирует весомую долю контейнерооборота», – отметил начальник филиала ПАО «ТрансКонтейнер» на Дальневосточной дороге Пётр Силин.

Сейчас в перевозках китайских товаров широкого потребления активно участвуют порты Восточный и Владивосток с последующим формированием на припортовых станциях ускоренных поездов, которые следуют по Транссибу.

Так, регулярным маршрутом Находка-Восточная – Клещиха (оператором выступает ПАО «ТрансКонтейнер») в первом полугодии проследовало 46 контейнерных составов с 4,2 тыс. TEU. Это в 2,2 раза больше, чем годом ранее.

Привлечению китайского транзита должен содействовать международный транспортный коридор (МТК) «Приморье-1»: Суйфэньхэ – Гродеково – Владивосток/Находка-Восточная – юг Китая/Республика Корея/Япония.

«Совместно с операторами морских терминалов мы оптимизировали стоимостные условия на всём пути следования груза по территории России. Оптимизирована и технология приёма груза – теперь вагоны будут грузиться на нашу ширину колеи 1520 мм непосредственно на станции Суйфэньхэ. Необходимость перегружать контейнеры в Гродекове отпала. В результате сквозная ставка была оптимизирована на $75», – ранее отметил на пресс-конференции начальник ДВЖД Николай Маклыгин.

Кроме того, РЖД установлен понижающий коэффициент на перевозку контейнеров в транзитном сообщении.

Как сообщил Пётр Силин, для курсирования контейнерного поезда длиной 57 условных вагонов на направлении Гродеково – Владивосток/Находка-Восточная выделена отдельная «нитка» графика. В ближайшее время его движение должно начаться на регулярной основе – на первом этапе один раз в неделю. Есть и другие планы. «Помимо МТК «Приморье-1» мы сейчас с ТЦФТО прорабатываем схему транзитных перевозок грузов из Китая через дальневосточные порты по Транссибу и далее через пункт пропуска Брест грузополучателям Евросоюза, – рассказал Пётр Силин. – Одновременно работаем и над установлением оптимальной сквозной ставки этой услуги, чтобы она с учётом меньшего времени доставки могла конкурировать с маршрутами deep sea. Отправители готовы сделать тестовые отправки в сентябре, если всё получится, можно будет говорить о гарантированных объёмах транзитных грузов в данном направлении».

Гудок