Российскую логистику поддержал Китай
Нынешний рост объемов перевозок всеми видами транспорта эксперты объясняют не столько подъемом отечественной экономики, сколько активизацией товарооборота с Китаем и феноменальным увеличением транзита через Россию между Китаем и Европой.
Нынешний год может стать настоящим ренессансом для российской логистики: статистика объемов грузовых перевозок свидетельствует о значительном росте по всем видам транспорта, прежде всего во внешнеторговом сообщении.
По данным Ассоциации морских портов, грузооборот морских портов России за январь--сентябрь текущего года увеличился на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 580,2 млн тонн. Объем перевалки сухих грузов составил вырос на 9,3%, до 272 млн тонн, в том числе грузов в контейнерах — на 13%, до 35,4 млн тонн. Объем перевалки наливных грузов увеличился на 8,8%, до 308,2 млн тонн. Экспортных грузов перегружено 447,6 млн тонн (+6,4%), импортных грузов — 26,7 млн тонн (+15,4%), транзитных — 42,8 млн тонн (+17,3%), каботажных — 62,9 млн тонн (+21,5%). При этом рост произошел во всех крупнейших российских морских гаванях: порты Балтийского бассейна увеличили перевалку грузов на 5,3%, Азово-Черноморского — на 8,3%, Дальневосточного — на 4,4%, Арктического — на 56,3%, и лишь порты Каспийского моря снизили грузооборот на 36,5%.
Погрузка всех видов грузов на железные дороги России за первые девять месяцев года составила 937,3 млн тонн, что на 2,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года, свидетельствует статистика ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), грузооборот за тот же период вырос на 6,6%, до 1,85 трлн тоннокилометров. В ОАО РЖД также отмечают, что в текущем году сохраняется устойчивая динамика роста объемов перевозок экспортных грузов через российские порты. Погрузка в их адрес за девять месяцев возросла на 5,9% к аналогичному прошлогоднему периоду, достигнув 215,9 млн тонн. Увеличение произошло за счет роста погрузки угля на 10,6%, удобрений на 10,4%, зерновых грузов на 46,7%, нефтегрузов на 0,1%, бумаги на 5,6%, кокса на 62%. В структуре экспортного грузопотока 48% составляет уголь, 27% — нефть, 8% — черные металлы, 7% — удобрения, 2% — зерновые грузы.
Еще более внушительными выглядят цифры роста российского контейнерного оборота. По данным исследовательского агентства Infranews, контейнерооборот операторов морских портов России в январе--сентябре 2017 года вырос на 15,9% и составил 3,4 млн TEU. Груженый экспорт увеличился на 9,2%, до 55,68 тыс. TEU, порожний экспорт — на 29,2%, до 556,87 тыс. TEU. Импорт контейнеров в Россию через порты достиг 1,45 млн TEU (рост на 17,9%), транзит — 48,03 тыс. TEU (рост на 23,9%), каботаж — 500,26 тыс. TEU (рост на 9,1%).
Перевозки груженых контейнеров по железной дороге увеличились на 24,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 1,92 млн TEU, свидетельствует статистика ОАО РЖД. При этом наибольший рост показали транзитные контейнерные перевозки — 74% (до 245,9 тыс. TEU), экспорт — на 16,7% (до 611,2 тыс. TEU), импорт — на 52% (до 394,2 тыс. TEU), рост перевозок во внутрироссийском сообщении составил 8% (перевезено 670,4 тыс. TEU).
О значительном росте перевозок отчитались и крупнейшие российские транспортные компании. Например, объем контейнерных перевозок подвижным составом "Трансконтейнера" (крупнейший оператор железнодорожных контейнерных платформ и контейнеров) за девять месяцев 2017 года составил 1,3 млн TEU, что на 17,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Перевозки во внутреннем сообщении увеличились на 5%, до 637,1 тыс. TEU, в экспортном — на 22,2%, до 262,5 тыс. TEU, импортном — на 40,4%, до 169,2 тыс. TEU, транзитном — на 79,9%, до 49,7 тыс. TEU.
О росте контейнерного транзита по транспортному коридору Китай--Монголия--Россия--Белоруссия--Европа сообщил и железнодорожный логистический оператор "Евросиб СПб — транспортные системы". Количество транзитных поездов через сухопутный пограничный переход Наушки увеличилось на 30%: за январь--сентябрь 2017 года было организовано 97 рейсов, что превышает общий итог всего прошлого года на 12%, сообщила пресс-служба компании.
С учетом роста транзитного потока через Россию свой логистический потенциал развивает и Белоруссия, заказавшая новый двухбалочный широкопролетный козловой контейнерный кран для увеличения пропускной способности Брестского интермодального терминала. Как сообщили в компании, это будет уже девятый контейнерный кран на терминале, что будет способствовать увеличению транзитных потоков по маршруту "Нового Шелкового пути".
Примечательно, что рост перевозок наблюдается и в более узких сегментах российского логистического рынка. В компании СДЭК, специализирующейся на экспресс-доставке посылок и сборных грузов, отмечают некоторую стагнацию классического рынка корпоративных доставок в B2B-сегменте, но при этом прогнозируют 20-процентный рост сегмента потребительских покупок в секторе e-commerce. По данным компании, рынок отечественной интернет-торговли стабильно прирастает с 2011 года на 13-15%, а сегмент международных покупок в сети растет значительно большими темпами. В частности, по прогнозам специалистов СДЭК, поток посылок из Китая в текущем году может вырасти на 30%.
Директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов указывает на двукратный рост контейнерного транзита на направлении Китай--Европа и прогнозирует рекордные для России показатели — 300 тыс. TEU груженых контейнеров. По его словам, этот результат позволяет рассчитывать на то, что грузоотправители всего мира обратят внимание на Россию как на продавца качественной транспортной услуги. "Пока мы занимаем всего 2-3% от всего объема товарооборота между Китаем и Европой, но это тот уровень, преодоление которого делает нас заметными на международном логистическом пространстве, и это очень важно",— констатирует эксперт.
Учитывая большие перспективы российского логистического рынка, некоторые крупные отечественные игроки чувствуют себя настолько уверенными в завтрашнем дне, что не исключают возможности привлечь в капитал международных квалифицированных инвесторов. В октябре российская автотранспортная компания Global Truck объявила о планах провести первое публичное размещение акций на Московской бирже, что может сделать ее первой публичной компанией в истории российского грузового автотранспорта. Ранее о возможности вхождения в капитал этой компании заявил Российский фонд прямых инвестиций, который, как пишет Bloomberg, рассматривает возможность вложить в капитал компании свыше $50 млн. Полученные от инвесторов деньги менеджмент планирует потратить на расширение бизнеса и закупку грузового автопарка.
Выход России на мировой рынок логистических услуг происходит на фоне хорошей глобальной конъюнктуры, которая проявляется в росте мирового грузооборота. По прогнозам Drewry Container Trade Statistics, на которые ссылается ТАСС, объемы мирового рынка морских контейнерных перевозок вырастут в нынешнем году на 5,2%. Спрос на доставку контейнеров на маршрутах из портов Азии в Европу за семь месяцев текущего года вырос на 5,3% к аналогичному прошлогоднему периоду, до 9,4 млн TEU; в направлении Азии рост составил 3,7%, до 1,6 млн TEU. На линиях, пересекающих Тихий океан в направлении США, объемы перевозок выросли на 7,3%, в обратном направлении — на 8%, до 2,7 млн TEU.
Вместимость глобального коммерческого флота за тот же период выросла на 2,1%, главным образом за счет поставок судов размерностью более 12 тыс. TEU, тогда как в сегментах судов меньшего размера вместимость немного сократилась. Ожидается, что поставки новых судов в целом за 2017 год составят 1,1 млн TEU. В целом по итогам года глобальный прирост вместимости грузового флота прогнозируется на уровне 3,4%, в 2018 году — 4%. Рост объемов перевозок и вместимости флота проходит на фоне роста средних ставок фрахта: за семь месяцев 2017 года этот показатель на 44% превышает прошлогоднюю среднюю фрахтовую ставку.