14.02.19

Российские посылки получат китайский сервис

«Почта России» намерена расширить партнерство со входящим в Alibaba Group логистическим сервисом Cainiao. Китайская компания станет одним из первых клиентов 38 фулфилмент-центров, в которые ФГУП вместе с ВТБ инвестирует более 20 млрд руб., рассчитывают в «Почте России». Впрочем, пока загружать такие мощности Cainiao нечем, считают участники рынка.

Гендиректор «Почты России» Николай Подгузов и директор Cainiao Network Ван Лин подписали письмо о намерениях сотрудничества, сообщили “Ъ” представители сторон. Документы, детально регламентирующие сотрудничество, будут разработаны в течение 100 дней, говорит представитель «Почты России». Компании будут обмениваться технологическими ноу-хау в области логистики, включая, например, роботизированное управление складом, сортировочными операциями, автоматизированными системами доставки и т. д., уточняет представитель ФГУПа. Объединение усилий позволит повысить качество и скорость доставки из Китая, ожидает Николай Подгузов. ФГУП полагает, что Cainiao станет одним из первых клиентов, который будет использовать создаваемую логистическую инфраструктуру «Почты России» — 38 логистических центров, на строительство которых ФГУП и ВТБ выделят по 10,19 млрд руб.

Cainiao вышла на российский рынок в конце 2016 года, а в июле 2017-го вместе с «Почтой России» запустила упрощенную регистрацию для покупок на AliExpress. В ноябре того же года Cainiao объявила о планах по использованию чартерных самолетов и авиапарка ФГУП, чтобы ускорить доставку с AliExpress. Наконец, в сентябре 2018 года Cainiao и «Почта России» открыли новый маршрут доставки из Китая за Урал и в Европу по железной дороге, напоминает представитель AliExpress. Усредненный срок доставки с торговой площадки сейчас составляет 15–30 дней, говорит он. В 2018 году «Почта России» доставила россиянам около 320 млн отправлений из Китая, большую часть которых — с AliExpress.

Тот факт, что «Почта России» в последние годы уделяет большое внимание развитию специальных решений для электронной коммерции, в том числе логистических продуктов для трансграничной торговли, способствует развитию отрасли в целом, полагает директор по международному развитию «Яндекс.Маркета» Алекс Васильев: «Поэтому мы позитивно оцениваем любые кооперации национального почтового оператора с игроками на рынке трансграничной торговли, если в результате весь рынок получит еще более конкурентные логистические продукты или решения».

«Почта России» — главный российский логистический оператор, а Cainiao — ключевой китайский, партнерство между ними может принести как минимум создание удобных сервисов, включая возможность авансирования площадкой всех налоговых платежей и списание их в российский бюджет, рассуждает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Приведет ли сотрудничество к увеличению доли рынка «Почты России», «покажет время», отмечает он: «Пока дорогостоящие посылки предпочитают передавать экспресс-перевозчикам». Для «Почты России» партнерство с Cainiao — «абсолютно логичный шаг на пути улучшения сервиса», но на рынке экспресс-доставки соглашение никак не отразится, уверена вице-президент по продажам и маркетингу DHL Express в России Анна Клинскова.

Ничего «принципиально нового» в сотрудничестве «Почты России» и Cainiao пока не делается, считает один из собеседников “Ъ” в отрасли.

Все, что было нужно на уровне продуктов, уже сделано предыдущим менеджментом Cainiao и «Почты России», включая специальную наземную доставку нерегистрируемых отправлений через Владивосток, утверждает он. Также не совсем понятно, чем Cainiao может наполнить фулфилмент-центры ВТБ и «Почты России», говорит собеседник “Ъ” в одной из интернет-компаний. «Объем Tmall (онлайн-магазин, входит в Alibaba.— “Ъ”) пока не такой существенный, да и у Cainiao уже есть площадка в индустриальном парке "Южные Врата" в Домодедово»,— указывает он.

Коммерсантъ