Российские порты на Балтике удвоят в 2018 году перевалку контейнеров
По прогнозам специалистов Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок (НОЦ ПП ПГУПС), объем перевалки контейнеров наиболее активно развивающихся морских терминалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2018 году может увеличиться более чем в 2,13 раз.
По итогам 2015 года, как ожидается, в них будет перерабатано 5,34 млн TEU, а в 2018 году – 11,4 млн TEU. Это контейнерные причалы Большого порта Санкт-Петербург, ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (входит в UCL Holding), АО «Петролеспорт» и Усть-Лужский контейнерный терминал (группа Global Ports), строящийся многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка» (ООО «Феникс») и паромно-перегрузочный комплекс ООО «Моби Дик».
Из всех этих игроков максимальные темпы развития ожидаются в АО «Петролеспорт» (Global Ports), который намерен увеличить перевалку контейнеров в 2018 году до 2,3 млн TEU. Наименьшая динамика развития – у ООО «Моби Дик», где ожидается увеличение обработки контейнеров только на 25%.
Что касается структуры контейнеропотоков, то по итогам 2015 года в общем объеме перевалки ожидается снижение доли импорта – до 42%. Этот показатель еще совсем недавно был в два раза больше, но он из-за перемен в логистике после введения санкций САША и ЕС и принятия ответных мер со стороны России. Таким образом, доля ввозимых контейнеров в РФ практически сравнится с аналогичным показателем по их вывозу: она составит 41% от общего объема перевалки контейнеров в портах Санкт-Петербурга и Ленинградской области в текущем году. Доля транзита соответственно не превысит 2%, а каботажа – 15%.
В 2018 году, как полагают специалисты НОЦ ПП ПГУПС, в структуре контейнеропотоков по направлениям существенных изменений не предполагается. Импорт останется уравновешенным экспортом. Иными словами, внешнеторговые перевозки морских линий будут, как и сейчас, гармонизированными, что крайне привлекательно для развития судооборота.
Этому так же будет способствовать сокращение доли возвращаемых порожних контейнеров до 18%. Соответственно доля груженых контейнеров на терминалах Санкт-Петербурга и Ленинградской области окажется на уровне 82%.
Можно ожидать, что такие тенденции будут способствовать созданию благоприятных условий для контейнерных перевозок морским флотом из стран ЕС в сторону российских терминалов на Балтике. Этот фактор может благоприятным для их ускоренного развития, отмечается в исследовании НОЦ ПП ПГУПС.