Российская нефть пробила потолок цен: что дальше будет с экспортом
Российская нефть впервые пробила введенный G7 ценовой «потолок» в $60 за баррель. До последнего времени санкционная планка рассматривалась лишь умозрительно, поскольку сырье из нашей страны продавалось с дисконтом и стоило гораздо дешевле. Теперь же стоимость отечественной «бочки» преодолело эту границу и готово подняться еще выше. Соответственно, Россия рискует столкнуться с широким набором ограничительных мер от наших недругов: от лишения страховки танкеров, перевозящих наше «черное золото» до полного запрета на вхождение судов в порты Европы.
О том, что западные санкции, касающиеся экспортных поставок российской нефти, из разряда теоретических страшилок перешли к суровой реальности, предупредил Bloomberg со ссылкой на данные ценового агентства Argus. Стоимость сорта Urals в портах Новороссийска и Приморска, откуда отечественные жидкие углеводороды обычно отправляются за рубеж, преодолели «потолок» в $60 за баррель — впервые с момента его введения. Что неудивительно: котировки эталонного сорта Brent, к которым привязана стоимость Urals, превысили уровень в $80 за баррель. А поскольку Россия, Саудовская Аравия и другие участники добывающего альянса ОПЕК+ объявили о существенном сокращении экспортных поставок, тем самым заметно ограничив предложение сырья, нет сомнения, что рост барреля продолжится и дальше. Радоваться или огорчаться России нынешней ситуации на энергетическом рынке планеты, пока не ясно. Как полагают эксперты «МК», развитие событий будет зависеть от настроения новых торговых партнеров России — Индии и Китая: согласятся они или нет платить за российское сырье цену, превышающую "потолок".
Федор СИДОРОВ, финансовый аналитик, частный инвестор:
«Хочется верить, что рост цены на Urals свыше $60 за баррель не окажет драматического влияния на экспорт российской нефти, которая давно находится под санкциями. Наша страна уже нашла пути обхода ограничений. Покупатели на отечественное сырье всегда найдутся: Болгария, Турция, Сербия и другие страны, заинтересованные в первую очередь в поддержке собственной промышленности, во многом зависящей от более дешевых российских углеводородов и не стремящиеся нанести финансовый ущерб Москве.
Не стоит забывать про восточное направление: Индию, Китай, Пакистан и Бангладеш, охотно закупающих наше «черное золото». Правда, давящие на Россию западные санкции предоставляют им возможность поторговаться: сейчас дисконт снижен до минимума, однако азиатским потребителям ничего не стоит воспользоваться случаем, чтобы убедить российских поставщиков кратковременно увеличить размер скидки. Впрочем, так или иначе, Россия достаточно активно использует «теневой флот» для поставок нефти. При переходе цены Urals установленного Западом порога доля перевозок, таким способом, просто вырастет. Наверняка G7 попытается расширить запреты и препоны, в том числе будет более тщательно проверять выдачу сопроводительной документации и контролировать заходы кораблей в порты. Способы преодоления таких мер уже известны и апробированы. Во-первых, можно продолжить перекачивать сырье с танкера на танкер в нейтральных водах. При таком варианте на практике проверить происхождение нефти будет крайне сложно. Во-вторых, в Европе нет единства по вопросу ограничений, так как последние пакеты санкций все больше бьют по экономике отдельных членов ЕС. Поэтому можно предположить, что Запад будет применять санкции на свое усмотрение: в случае, когда кому-то в Европе окажется выгодно пропустить партию «токсичных» углеводородов в международные порты, на такую сделку закроют глаза».
Наталья МИЛЬЧАКОВА, ведущий аналитик Freedom Finance Global:
«Российскую нефть будут покупать те же самые потребители, кто раньше приобретали Urals и другие сорта не только по $60, но и по $80 и выше, в том числе страны ЕС, которые получают сырье по южной ветке нефтепровода «Дружба». Нельзя исключать, что некоторые европейские государства будут заключать сделки с посредниками и закупать наше «черное золото» в смеси с сортами из других добывающих регионов. От закупок российских углеводородов по причине превышения «потолка» никто не откажется, так как трудно будет найти более дешевые сорта в большем объеме.
Дисконт Urals к Brent в любом случае будет снижаться, по мере того как Россия прекратит «маркетинговые» скидки для новых клиентов на время перенаправления экспортных потоков из Европы в Азию. На рынке в этом и следующем году ожидается дефицит энергоресурсов. Соответственно, российская нефть будет по-прежнему востребована. Кроме того, к потолку цен на нефть не присоединились страны Северной Африки, значит, и они будут покупать наше сырье по рыночной стоимости.
Связанные с «потолком» санкции пока демонстрируют свою малую эффективность. «Гражданство» нефти, поставляемой морскими путями, обычно проверяется по сопроводительным документам, где указан порт отгрузки. Европейские регуляторы намерены отслеживать передвижение всех танкеров в море, чтобы «поймать за руку» и в дальнейшем не пустить в свои порта суда, на которых осуществляется смешивание (блендирование) российского сырья с неподсанкционной продукцией. Между тем можно смешивать нефть на территории третьих стран и продавать его Западу по вполне легальным документам, хотя конечный покупатель, безусловно, будет знать, что приобрел товар из России. Такие схемы давно использует Иран. Еще один способ «отбелить» российские углеводороды — переработать нашу нефть на мощностях Индии и Китая, а в Европу пустить готовую продукцию. Так что достижение Urals ценового «потолка» служит не трагическим финишем, а лишь промежуточной вехой в противоборстве западного мира с российскими экспортными потоками».