01.04.09

Российская логистика в период мирового кризиса

В настоящее время логистические компании испытывают целый комплекс трудностей в работе, которая еще несколько месяцев назад приносила прибыль и уверенность в завтрашнем дне. Наблюдается значительное падение потребления услуг 3PL операторов практически по всем направлениям: транспорт, складская логистика, таможенные услуги.

ЗАО "Смарт Лоджистик Групп", холдинг занимающийся инвестициями в логистику и включающий в себя логистическую, транспортную, брокерскую, строительную компании, создан в июле 2007 г. акционерами корпорации, входящей в ТОР-20 логистических операторов России.


О настоящем и будущем рынка складской логистики мы побеседовали с Владимиром Елиным, председателем совета директоров ЗАО "Смарт Лоджистик Групп".

- Какова текущая ситуация на рынке?

- Наблюдается давление клиентов на логистических операторов в части снижения нормы доходности, с переводом большинства услуг в рублевый эквивалент, с одной стороны.

С другой, банки не хотят финансировать предприятия в период падения спроса на их услуги, из-за боязни по-терять кредитные ресурсы.

Плюс давление арендных платежей, зафиксированных, как правило, либо в долларах США, либо в евро, на бюджет логистических операторов, дополнительно уменьшает норму их рентабельности.

- Как Вы считаете, каким образом владельцы и операторы складской недвижимости могут решить возникшие проблемы? Какие есть варианты выхода из сложившейся ситуации?

- На мой взгляд, в период кризиса необходимо находить консенсус между логистическим оператором, арендатором складских помещений и владельцем складской недвижимости. Ведь в случае отказа оператора от складских помещений, владельцу складов недалеко до финансового краха. Сегодня многие владельцы крупных складских комплексов уже в полной мере ощутили потери арендаторов, либо уменьшения ранее арендуемых объемов складских помещений действующими арендаторами. Так появились свободные площади класса "А" во всех крупнейших логопарках страны, в частности, в Московском регионе, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах.

Наблюдается частичный переизбыток складских помещений разных категорий от "А" класса, до "В", "С" и "D" классов, до сих пор используемых предпринимателями. Это касается особенно Санкт-Петербурга. Причем, ранее многих девелоперов складской недвижимости подогревали крупные риэлторы, утверждая, что наша страна безгранична для реализации складских проектов, при этом приводя примеры, почему-то Нью-Йорка, Лондона и Парижа. В этих отчетах утверждалось, что основные мегаполисы России отстают от ведущих иностранных городов по норме на одного человека в квадратных метрах склада более, чем в 3-4 раза. И вот результат, чуть снизилось по-требление, и многие склады начали активно терять ключевых арендаторов.

Тем не менее, можно попробовать предпринять ряд мер. Во-первых, переводом части платежей арендаторов, в частности, операционные расходы в рубли и в помесячные предоплаты вместо поквартальных.

Во-вторых, сократить базовую часть арендной ставки в пределах 10-15% от докризисной, то есть величины, предлагаемой еще в середине 2008 года на условиях triple net (то есть чистая арендная ставка без операционных и других дополнительных расходов).

В третьих, зафиксировать верхнюю границу базовой ставки аренды в рублях, но не выше, например, 36 рублей за один доллар США на 3-х месячный период, с последующей возможной коррекцией.

В четвертых, дать возможность операторам складской недвижимости и арендаторам гибко платить арендные платежи в течение кризисного года. Однако при этом у владельцев складов должны быть на это собственные финансовые ресурсы, либо финансовые механизмы, позволяющие это делать.

- В каком объеме могут быть реализованы заявленные ранее проекты по возведению складских мощностей? Какие из них будут реализовываться в первую очередь, а какие могут быть введены в строй позже?

- Уже видно невооруженным глазом, что часть складских логистических проектов, находящихся на нулевой фазе развития, не будут реализованы по причине развивающегося кризиса, на фоне которого появляются незаполненные ранее построенные логистические парки. Из-за уменьшающейся нормы прибыли в складском девелоперском бизнесе горизонт окупаемости которого находится в пределах 12-14 лет с действующей кризисной фазой неопределенности, вряд ли сегодня найдутся инвесторы альтруисты. Вероятнее всего буду реализованы крупные проекты "Евразии Логистик" в ряде городов, включая Москву. Наверное, продолжать завершение своих уже начатых ранее проектов компании МЛП, "РосЕвро-Девелопмент" и Raven Group.

Возможно, продолжит финансирование своего логопарка компания "Гиффлз" на ЦКАД (г. Москва). В остальном уже очевидно, что многие девелоперы и инвесторы заморозят свои проекты до лучших времен, например, до 2010 года, когда предполагается начало выхода России из кризиса.

- Каким образом компании могут сохранить уже существующих арендаторов? И как в новых условиях привлекать новых?

- Чтобы сохранить уже имеющихся арендаторов в период кризиса, деве-лопер или владелец склада должен оптимизировать свою структуру операционных расходов и давать возможность в период кризиса платить клиентам меньше, хотя и за качественный склад класса "А". Уход уже имеющихся арендаторов стоит горазда дороже. Новых арендаторов сегодня днем с огнем не найдешь! Тем не мене искать новых арендаторов надо, и это возможно. Во-первых, дав скидку логистическим операторам, в большинстве являющихся арендаторами логопарков, возможно привлечь по их наработанным связям дополнительных субарендаторов в проект. Во-вторых, необходимо снижать параметры входа в проект для арендаторов.

Поясню на примере. До недавнего времени от потенциальных арендаторов требовалось от 3-х до 6-ти месячных депозитов или банковских гарантий на эквивалентную сумму обеспечительных платежей. Сегодня по таким условиям работать невозможно. Один - максимум два депозитных платежа считаются приемлемыми, в зависимости от статуса и возраста компании, а также ее баланса. Достаточно эффективным могли быть и финансовые каникулы для новых клиентов на период заезда и перестройки своей логистики под новый арендуемый склад.

- Какие Ваши прогнозы и перспективы выхода из кризисной ситуации для всей отрасли?

- Скорее всего, развитие событий будет таким: сначала банковская система России начнет кредитовать реальный сектор экономики, транспорт, производство товаров бытового назначения и стройматериалов, затем - торговые предприятия на фоне увеличения потребления населения. За этими событиями поднимется вверх логистика и все ее циклы. И лишь после нормального функционирования всего комплекса бизнес-процессов в промышленности, торговле и транспорте возникнут новые условия для развития складских и промышленных помещений. Скорее всего, надо ориентироваться на 2011 год, тогда ориентировочно могут возникнуть тенденции к оживлению развития сектора складской недвижимости, сначала в крупнейших городах России, таких, как Москва, Санкт-Петербург и постепенно в регионах с отставанием на 2-3 года.

- Если отойти от темы кризиса и перейти к прозе жизни. Расскажите, пожалуйста, как решают вопросы хранения продукции крупные западные и отечественные ритеилеры и производители? В чем состоит принципиальное отличие?

- Зарубежные компании, конечно же, значительно отличаются от отечественных компаний по хранению товарных запасов и вот почему. В западной практике уже давно принято в каждой компании, будь-то ритейлер, дистрибьютер или производитель, заниматься исключительно своим делом. А именно, четко специализироваться в своей нише, торговле, производстве или доставке товара от производителя к прямому потребителю. Такой подход следует из того, что у товарной логистики на Западе история исчисляет ся не одним десятком лет. И в западной практике давно принято специфичные услуги передавать на аутсорсинг, которыми и являются логистические услуги.

Для этих целей за границей построены мощные распределительные центры, объединенные в логистические парки. На территориях логопарков работают крупные логистические провайдеры-операторы, обеспечивающие сохран-ность, учет, распределение и доставку товаров до потребителя. На Западе крайне редко встречается производитель или ритейлер, который берет на себя функции логистического провайдера. Это может быть только для уникальных или специфических товарных групп.

Для российских производителей и ритейлеров задача логистических услуг стоит значительно острее. Во-первых, потому что логистика в России сфера достаточно молодая, и на рынке не так много профессиональных провайдеров, логистические услуги которых можно получать в любом регионе. Во-вторых, не так много профессиональных распре-делительных центров, еще их называют логистическими центрами, где возможно профессионально хранить, вести учет и быстро обрабатывать значительные товарные потоки грузов, не требующих для хранения особых температурных режимов. А логистических центров с различными температурными режимами совсем мало, так, по мнению специалистов, дефицит в этом секторе находится на уровне 85-90%!

На российском рынке зарубежные компании и производители в своем большинстве передают логистику на аутсорсинг, а российские компании в своем большинстве пытаются сочетать соответствующие собственные функции с функциями логистического оператора. Однако в последнее время в секторе российских компаний наметилась тенденция в передаче взятых на себя логистических функций профессиональным логистическим провайдерам.

- В каком случае компании предпочитают строить собственные логистические мощности и орга-низовывать свои логистические подразделения; фирмы какого профиля и масштаба выбирают подобный путь развития, какой оборот компании делает строительство собственного склада предприятием экономически оправданным? Какой процент от общего числа западных и отечественных ритейлеров и производителей выбирают такой путь?

- В период 2000-2005-х годов, когда отечественная логистика только набирала опыт и обороты, когда в России распределительные центры можно было посчитать на пальцах одной руки, у крупных компаний и производителей, например, "Макдональдс", "Икея", или ритейлеров, например "Метро", "Ашан", "Перекресток", "Пятерочка" и другие остро стояла дилемма, использовать старые складские базы и заводские цеха под складские проекты, либо построить собственные распределительные центры и сделать хоть и затратный, но все же шаг вперед по завоеванию рынка в своем секторе экономики. В тот период вышеперечисленные компании решили строить свои распределительные центры, так как другой альтернативы не было. В данных компаниях были организованны свои логистические подразделения для обеспечения логистическими процедурами основной бизнес компаний. У "Макдональдса" был и свой логистический центр, и своя логистическая и брокерская компания, занимающаяся, в том числе, и таможенными процедурами и экспортно-импортными операциями. Однако около полутора лет назад компания передала весь логистический бизнес на аутсорсинг.

- В каком случае ритейлеры стремятся отдавать логистику на аутсорсинг; компаниями какого профиля и масштаба востребован логистический аутсорсинг, на каких площадях обслуживаются подобные клиенты? Какой процент от общего числа западных и отечественных ритейлеров и производителей выбирают такой путь?

- Как выше уже мы описывали, ритейлеры стремятся отдавать на аутсорсинг логистические услуги в двух случаях. Во-первых, если эти услуги для ритейлера в этом регионе в наличии и удовлетворяют принятому в компании качеству, и когда у компании есть четкая установка по агрессивной экспансии рынка при жестком бюджете собственного развития в своем секторе экономики, либо когда компания на любом из мировых рынков потребляет логистику на аутсорсинге. К таким компаниям можно отнести все транснациональные табачные, алкогольные, парфюмерные и частично продуктовые компании (Phillip Morris, ВАТ, JTI, Bevarages&Trading и другие).

Обычно такие компании, приходя на зарубежные рынки, при отсутствии логистических центров класса "А", начинают работать с менее продвинутыми складами класса "В" и даже "С". Так было в России в 1991-1997 годах, когда выстраивали свой бизнес все крупнейшие мировые производители при фактически отсутствующей логистической инфраструктуре. Сейчас у всех компаний запросы по качеству организации складских объектов значительно возросли, поэтому на аутсорсинг логистические услуги передаются логистических операторам при наличии у последних складских объектов в управлении не ниже класса "В". Я думаю, что аутсорсингом в России пользуются на сегодня до 90% зарубежных компаний и до 40-50% российских компаний. Надо отметить, что процент в использовании логистического аутсосринга для российских компаний растет с их собственным увеличением доли на рынке и со значительным ростом объемов продаж.

- Где территориально стремятся размещать свои логистические мощности крупные западные ритей-леры, чем руководствуются?

- Классическое размещение распределительного центра - это место с максимально комфортной доступностью как для большегрузных автомобилей, так и автомобилей среднего и малого тоннажа, железнодорожных грузов вагонной и контейнерной загрузки. Местоположение распределительного центра не должно быть далеко от основных автострад, ведущих в город, и в то же время расположено в разумной удаленности от окраины города для возможности оперативной доставки груза в торговые сети либо мелкооптовым клиентам. Немаловажно, чтобы рядом с распределительным центром находился город-спутник, откуда можно было бы черпать людские ресурсы для круглосуточного обслуживания значительных товарных потоков с возможностью глубокой переработки товаров на складе. Для крупных мегаполисов, например Москвы, Санкт-Петербурга обычно строится два распределительных центра для секторального обслуживания сетевых магазинов, супер и гипермар-кетов и розницы. При этом учитыва-ются источники объемных товарных поставок: морские, речные порты, железнодорожные узлы и, конечно, автомобильные грузовые потоки. Для любого распределительного центра очень важна эффективность работы тивность реагирования на изменение потребительского спроса, поэтому обычная практика их размещения в пределах "последней мили", то есть в непосредственной близости от сетевых потребителей.

- Как крупные ритейлеры решают логистические проблемы в регионах? Какие основные сложности логистического характера испытывают западные ритейлеры в России, будут ли в обозримом будущем решены эти проблемы?

- На сегодня самая большая проблема логистики для ритейлеров - это отсутствие качественной логистической инфраструктуры, а именно логистических центров в регионах. Как Москва и Санкт-Петербург своей логистической инфраструктурой на 4-5 лет отстает от Запада, так и региональные логистические возможности отстают от российских мегаполисов. В этой связи можно констатировать следующее, ритейлерские проекты "буксуют" в регионах из-за фактического отсутствия современных логистических центров. Ряд компаний для удержания намеченных темпов развития вынуждены сегодня использовать старые распределительные базы 60-70-х годов прошлого века и идти на значительные затраты по содержанию излишнего персонала для переработки собственных товарных потоков. Крупные игроки ритейла -Х5 (Пятерочка), "Рамстор", "Метро" вынуждены строить собственные распределительные центры и отвлекать в связи с этим крупные инвестиции от основного вида деятельности.

Более того, логистика - это достаточно наукоемкая дисциплина (часть бизнеса), и получить реальные результаты можно только при правильном внедрении логистических процессов в существующую структуру компании. При этом придется пересмотреть многие устоявшиеся принципы в организации и взаимодействии различных подразделений. И в первую очередь, пересмотреть взаимоотношения маркетинга, логистики и финансов.

Не говоря уже о том, что высшие руководители должны четко представлять, что такое логистика и каковы ее возможности.

Вот один очень показательный пример, приведенный профессором Виктором Сергеевым, руководителем кафе-дры "Управление цепочками поставок" Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), пре-зидентом национальной логистической ассоциации. "Чтобы эффективно управлять предприятием и логистикой на нем, необходимо, чтобы из 100% показателей эффективности (КПЭ) 50% относились к логистическим показателям. В ходе практических исследований в различных компаниях оказалось, что максимальное количество логистических КПЭ составляет всего лишь 6%. При таком подходе к логистике положительных результатов ожидать не приходится.

С другой стороны, часто приходится слышать от руководителей компаний, что с ростом их бизнеса им все чаще приходится разрываться между продажами, складом и транспортом, что самым плачевным образом сказывается на уровне продаж.

Чтобы избежать такой ситуации целесообразнее пойти по второму пути, т.е. привлечь логистического оператора, который способен решить большую часть проблем клиента с минимальными для него издержками. Однако здесь следует оговориться, что это случится только в том случае, когда логистический оператор готов предоставить вам услуги в нужном месте и по приемлемой цене".

Складская недвижимость 01.04.09