27.09.06

России нужна транспортная политика

Начальник Свердловской железной дороги Шевкет Шайдуллин

В своем послании Федеральному Собранию президент страны определил ключевую задачу в развитии экономики страны - комплексное взаимоувязанное развитие всех видов транспорта. Особое внимание уделяется железнодорожному транспорту, как базовому элементу развития производительных сил страны.

Считаю - это есть конкретная реализация промышленной политики в области транспорта. И здесь нет двух мнений.

Главный результат - достигнута высокая динамика работы.

Свердловская область - лидер среди регионов по увеличению предъявления грузов к перевозкам.

55% грузов дороги отправили предприятия области в этом году. Индекс промышленного производства области в августе 2006 года вырос к августу 2005 г. на 8,7%. И прирост погрузки по железной дороге за 8 месяцев этого года составил 5,8%, грузооборота - 7,7%, рост отправления пассажиров на 9% - темпы прироста в полтора раза выше среднероссийских.

Производительность труда на дороге выросла на 10,5% и опережает рост реальной заработной платы.

Дорога не только обеспечила вывоз предъявляемых грузов, но при росте цен на топливо на 25%, электроэнергии на 8% обеспечила прирост себестоимости перевозок ниже уровня инфляции на 2 процентных пункта.

Приоритет транспортной политики: развитие транспорта должно опережать спрос на транспортные услуги.

Вместе с тем на ряде участков дороги, резерв пропускных способностей уже исчерпан, интенсивность движения соответствует уровню конца 80-х годов.

Износ основных фондов Компании очень высок: в среднем свыше 60%, на дороге - 61%, локомотивы - свыше 80%. Средний возраст электровозов превышает 20 лет, тепловозов - 18 лет. Дефицит инвестиционных ресурсов по компании - до 50 млрд. рублей в год.

Для преодоления негативных тенденций и освоения увеличившихся объемов перевозок разработана и утверждена президентом компании В. Якуниным среднесрочная программа развития Свердловской дороги.

Принципиально важно, что программа развития дороги гармонизирована со "Схемой развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года", "Транспортной стратегией Российской Федерации". Программа обеспечит к 2010 году увеличение погрузки к уровню 2005 года более 20%, грузооборота на 30%. Это соответствует целевым параметрам, определённым в п. 2.15 соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.

Программа определила переход от экстенсивной к интенсивной модели развития: фондовооруженность вырастет к 2008 году на 20%, фондоотдача - на 4%. Будет остановлена тенденция роста износа основных фондов.

В программе развития дороги учтены перспективы увеличения объёмов производства наших клиентов.

Так, с учетом роста производства ОАО "Макси - групп", Трубной металлургической компании, производства щебня, цемента в строительном комплексе, предусмотрено развитие станций Свердловского отделения и завершение электрификации участка Свердловск - Егоршино.

С учетом планов холдингов "УГМК", "СУАЛ", строительного комплекса, предусмотрены инвестиции в объеме 600 млн руб. в развитие грузообразующего направления Свердловск - Нижний Тагил - Серов.

Важнейшее направление программы - развитие транспортного коридора от западной границы России до портов и погранпереходов Дальнего Востока.

Нам необходимо переломить ситуацию, когда транзит грузов составляет во внешнеторговых железнодорожных перевозках менее 5%.

Загрузка Транссиба - это не только задача ОАО "РЖД", это должно стать важнейшим элементом транспортной политики России.

Основными сдерживающими факторами увеличения объемов перевозок является:

* отсутствие современных транспортно-логистических центров, не уступающих по всем параметрам аналогичным в зарубежных странах;
* дефицит контейнеров и фитинговых платформ в отдельные периоды года;
* имеющиеся ведомственные барьеры между железнодорожниками, таможенниками, портовиками.

Остроту проблемы отечественной транспортной логистики подтверждает ещё один факт: транспортная составляющая в цене национального товара достигает 40%, а в Европе не превышает 15%.

Я полностью поддерживаю необходимость принятия Федерального закона о государственной промышленной политике. В законе должен быть предусмотрен раздел транспортной политики, обеспечивающий повышение конкурентоспособности российских производителей за счет снижения транспортной составляющей.

Значительным вкладом в повышение транзитного потенциала России станет совместная реализация проекта Евро-Азиатского Международного транспортно - логистического центра в г. Екатеринбурге. В его создании наша компания принимает активное участие.

Ряд проектов транспортно-логистических технологий при перевозке удобрений и экибастузских углей, продукции ОАО "Газпром" уже реализован. Результат - снижение железнодорожной транспортной составляющей на 30%.

В программе предусмотрено усиление направления Свердловск - Нижний Тагил - Серов, решающее задачу подготовки инфраструктуры для приема и доставки грузов проекта "Урал полярный - Урал промышленный". Это наш конкретный вклад для подготовки плацдарма реализации проекта.

История строительства железных дорог России на рубеже 19-20 веков свидетельствует, что на основе концессий и государственно-частного партнерства было построено 90% дорог.

В настоящее время реализация крупных инфраструктурных проектов открывает широкие возможности для выстраивания таких отношений между государством и бизнесом это:

* строительство линий стратегического назначения;
* комплексные проекты развития действующих магистральных линий и путей необщего пользования;
* создание современных транспортно -логистических центров.

Такие же принципы необходимы для осуществления наших совместных проектов с регионами по развитию пассажирского комплекса, в первую очередь строительства вокзалов, приобретения пассажирского подвижного состава.

Закон о концессиях принят, однако не определён порядок и механизм его реализации. Это тормозит реализацию многих проектов.

Наша компания является крупнейшим заказчиком для промышленного комплекса России. Освоение конкурентоспособной продукции для железнодорожного транспорта - это стимулирование высокотехнологичного сектора промышленности. Дорога является опытным полигоном по разработке уральского электровоза.

Но считаю, что необходима государственная поддержка создания перспективных технических средств, в первую очередь - подвижного состава.

Механизм освоения наукоёмкой продукции с длительным производственным циклом - проектное управление на принципах государственно-частного партнерства.

Кроме того, необходимо рассмотреть вопросы государственной поддержки лизинга подвижного состава, в первую очередь локомотивов.

Серьезным стимулом к созданию инновационных технических средств и технологий должны стать разрабатываемые технические регламенты для железнодорожного транспорта. Сейчас нормативная правовая система технического регулирования железнодорожного транспорта содержит более 10 тыс документов. Эта цифра говорит об объёме предстоящей работы.

Требуют доработки и действующие законы о железнодорожном транспорте.

Необходимо закрепление и четкое толкование статуса, прав и обязанностей владельца инфраструктуры и перевозчика, определение регламента их взаимоотношений.

Дорога готова выступить в качестве базовой по отработке проектов нормативно - правовых и технических документов, разрабатываемых в развитие законодательства о железнодорожном транспорте. Здесь у нас имеется трехлетний положительный опыт взаимодействия с ОАО "Ямальская железнодорожная компания".

В заключении хочу отметить, что стратегия развития компании ОАО "Российские железные дороги" и дороги нацелена на приумножение экономического потенциала и социального капитала Российского государства, полномасштабную реализацию приоритетных национальных проектов. Это мы показали на наших стендах.

Уверен, Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии партии "Единая Россия" и Союза промышленников придаст новый импульс реализуемой партией стратегии социально-экономического прорыва. Это тот вектор, который будет определять наши совместные решения и действия на многие годы вперед.

ИТАР-ТАСС Урал; 27.09.06