08.11.12

РЖД перевозит GEFCO в Россию

ОАО РЖД подписало соглашение с PSA Peugeot Citroen о покупке 75% акций логистического оператора GEFCO. Как выяснил "Ъ", монополия хочет увеличить выручку GEFCO в два раза за семь лет — во многом за счет развития в России. GEFCO уже работает с ОАО "РЖД Логистика", обеспечивая ему почти половину доходов, но в целом на российском рынке логистических услуг у оператора лишь 10%.

Вчера президент ОАО РЖД Владимир Якунин подписал соглашение с главой PSA Peugeot Citroen Филиппом Вареном о покупке российской монополией 75% акций оператора GEFCO. Сумма сделки, которая будет закрыта до конца года, как и предполагалось, составит ?800 млн. Эксклюзивные переговоры стороны вели с 20 сентября. 25% оператора PSA оставляет за собой, при этом накануне продажи оператор выплатит дивиденды в размере ?100 млн.

Выручка GEFCO по итогам полугодия составила ?1,88 млрд, EBITDA — ?90 млн, прибыль до налогообложения — ?62,5 млн. Источник "Ъ" в ОАО РЖД рассказал, что по итогам 2012 года выручка оператора прогнозируется на уровне ?3,66 млрд, EBITDA должна составить ?171 млн. "Эффект от сделки на консолидированные показатели ОАО РЖД в краткосрочной перспективе оценивается в 10% на уровне выручки в 2-2,5% на уровне EBITDA",— добавил источник "Ъ". В целом эффект для ОАО РЖД и его дочерних компаний составит до ?900 млн в год в перспективе пяти лет, говорит собеседник "Ъ".

GEFCO уже работает с дочерней структурой монополии — ОАО "РЖД Логистика". Эта компания выиграла в прошлом году тендер французского оператора на доставку грузов в крупнотоннажных контейнерах для мелкоузловой сборки автомобилей в Калужской области. Соглашение действует до 2015 года. В поставках деталей из французского города Везуль задействовано ОАО "Трансконтейнер". На контракт с GEFCO приходилось 48,8% выручки "РЖД Логистики" в 2011 году, которая составила 1,79 млрд руб. Но в целом GEFCO занимает на российском рынке логистических услуг лишь 10% с выручкой $158 млн в 2011 году. Для сравнения: лидер рынка DHL выручил в России в 2011 году около $400 млн (данные "РЖД Логистики").

В ОАО РЖД прогнозируют рост рынка логистических услуг 3PL/4PL (комплексное обслуживание) в России в семь раз за десять лет — с ?2 млрд в 2012 году до ?15 млрд в 2022 году. Источник "Ъ" поясняет, что для GEFCO Россия станет приоритетным рынком. Какую долю оператор хочет здесь занять, собеседник "Ъ" не говорит, но отмечает, что в первую очередь за счет развития в России ОАО РЖД хочет увеличить выручку GEFCO в полтора-два раза в ближайшие пять-семь лет, что позволит окупить вложения монополии в покупку актива. "Однако это не значит, что ОАО РЖД будет развивать оператора только в России. GEFCO предполагается как ключевой элемент международного транспортно-логистического холдинга, который планирует создать монополия",— поясняет собеседник "Ъ".

Реализация этих планов во многом будет зависеть от решения правительства о "Трансконтейнере", который также потенциально является ключевым элементом такого холдинга. РЖД хочет сохранить 50% акций оператора за собой — через внесение их в уставный капитал Объединенной транспортной логистической компании (ОТЛК), переговоры о создании которой ведут Россия, Белоруссия и Казахстан. Но первый вице-премьер Игорь Шувалов недавно заявил, что приоритетней приватизация "Трансконтейнера", а создание ОТЛК должно быть подкреплено очень вескими аргументами. Глава "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что для РЖД покупка GEFCO имеет не только экономический, но и политический смысл: "Монополия дает понять правительству, что хочет быть стратегической логистической компанией, а не просто владеть инфраструктурой. Покупка GEFCO и необходимость окупить эту сделку как раз может стать одним из веских аргументов монополии в пользу создания ОТЛК".

Аналитик независимой исследовательской компании Alphavalue Ганс-Питер Воднек считает, что ОАО РЖД не сможет нарастить выручку GEFCO в полтора-два раза за пять лет. "Возможно, компании удастся увеличить в разы операционную прибыль, но опять же вряд ли для этого есть уже сейчас очевидные предпосылки, иначе PSA продала бы оператора дороже",— добавил эксперт.

Коммерсантъ