06.08.10

РЖД отрабатывают технологии по формированию "твёрдых ниток" графика для грузовых поездов

В ОАО "РЖД" приступили к "пилотной" фазе отработки технологии по формированию "твёрдых ниток" графика для грузовых поездов, пишет Гудок.

Точное, по расписанию, следование грузовых поездов принимает особое значение в условиях уже в значительной степени сформированного рынка грузоперевозок и перехода основной части подвижного состава в собственность компаний-операторов. По словам вице-президента ОАО "РЖД" Вячеслава Лемешко, именно качественно новый уровень графиковой дисциплины - та основа, на которой будут базироваться все дальнейшие улучшения в работе комплекса управления перевозками компании.

"В компании разработаны специализированные расписания для 355 грузовых поездов в сутки, из них 182 - контейнерных, наливных - 102, а также 71 поезд с рудно-металлургическими грузами, углём, глинозёмом, алюминием, чёрными металлами и минудобрениями. Приоритетными среди них можно назвать контейнерные поезда, средняя маршрутная скорость которых к настоящему моменту составила 857 км/сут с увеличением к прошлому году на 17 км/сут", - отметил Вячеслав Лемешко.

Полный переход к новому порядку составления твёрдого графика, как ожидается, будет осуществлён в 2011 году.

Как рассказал "Гудку" начальник службы технической политики Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД" Евгений Шаронов, суть новой технологии состоит в том, что компания предоставляет собственникам подвижного состава специально выделенное для того или иного оператора расписание поезда и обязуется гарантированно доставить его вагоны до станции назначения по ускоренному графику. "Выгода для всех участников перевозочного процесса очевидна. Операторы получают гарантию, что их вагоны придут на станцию назначения со значительной экономией времени. Срок доставки грузов и оборот вагона при этом сокращается почти в 2 раза", - отметил Евгений Шаронов.

Выгода же для ОАО "РЖД" заключается в том, что оператор гарантирует вовремя предоставить груз под погрузку, компания получает возможность спланировать работу локомотивов и локомотивных бригад, эффективно использовать пропускные способности, оптимизировать график движения и избежать непроизводительных потерь в других причастных службах. Кроме того, при ускоренном проследовании поездов сокращается количество сортировочных станций, на которых производится работа с вагонами.

В этом году по "твёрдым ниткам" проследовало уже более 15 тыс. грузовых поездов. Однако при всей своей очевидной привлекательности с точки зрения технологии работы экономическая эффективность этого метода ОАО "РЖД" пока что не используется полностью.

"Сейчас компании важно отработать саму технологию работы, показать всю её выгоду операторам подвижного состава, кроме того, сам факт привлечения на железнодорожный транспорт дополнительных объёмов грузов, конечно же, можно, в том числе рассматривать и как экономическую выгоду компании", - сказал Евгений Шаронов.

Пока предоставление компанией "твёрдых ниток" производится без взимания дополнительных платежей. Точно так же в случае срыва отправления поезда по вине оператора, заказчики ускоренных маршрутов никакой ответственности не несут.

"Однако в ближайшем будущем эти вопросы будут решены. Нормативная база для этой меры есть. Действующий Прейскурант 10-01 предусматривает введение отдельной оплаты в случае предоставления клиенту специально выделенной "нитки" графика. Необходимо разработать регламент по предоставлению такой услуги", - подчеркнул Евгений Шаронов.

Представители компаний-операторов единодушны в позитивной оценке технологии работы, а вот вопрос оплаты "твёрдых ниток" оценивают неоднозначно. Первый заместитель генерального директора ОАО "ТрансКонтейнер" Владимир Драчев заявил "Гудку", что доля поездов его компании в общем объёме международных контейнерных перевозок из России в страны ближнего и дальнего зарубежья составляет 54,3% и все они проходят по ускоренному графику.

"ТрансКонтейнер" пользуется этой услугой с момента её появления, по нашим расчётам, "твёрдые нитки" позволили сократить сроки перевозок в 1,5-2 раза. Тем не менее к вопросу введения оплаты следует подходить осторожно. Многое будет зависеть от размеров платы, от того, насколько заказчики будут платёжеспособны. В любом случае во всём мире контейнерные перевозки развиваются в том числе и с помощью гибкой системы скидок, надеюсь, что и в случае с "твёрдыми нитками" это обстоятельство будет учитываться", - отметил Владимир Драчев.

По его мнению, введение штрафных санкций за срыв "заказанного" маршрута тоже вопрос неоднозначный, ведь конъюнктура рынка меняется очень быстро и все обстоятельства компании-операторы заранее предугадать не могут.

Начальник управления маркетинга ООО "Фирма "Трансгарант" Александр Метелкин также считает, что новая технология позволит операторам формировать услугу для грузоотправителя с учётом фактора времени на доставку, а главное - сделать работу более ритмичной и предсказуемой. Однако самым актуальным вопросом станет цена. Будет ли оператору выгодно платить за "нитку" графика - от этого и будет зависеть успех нововведения", - отметил Александр Метелкин.

Trans-Port; 06.08.10