10.10.06

Решение в Большом кольце

Эксперты предполагают, что к 2010 году объемы переработки контейнерных грузов на станциях Московского железнодорожного узла вырастут до 8,6 миллиона тонн, что практически в два раза больше, чем в настоящее время. Смогут ли имеющиеся в Подмосковье терминалы удовлетворить растущие потребности рынка? Об этом корреспондент ИА "РЖД-Партнер.Ру" побеседовал с президентом Ассоциации "Логинвест", доктором экономических наук, профессором Татьяной Прокофьевой.

- Татьяна Анатольевна, насколько развита сегодня существующая в Московском регионе база по переработке контейнеров?


- С учетом неуклонно растущего рыночного спроса на контейнеры база Московского транспортного узла (МТУ), несомненно, нуждается в модернизации и новом строительстве; кроме того требуется принципиально новый подход к ее формированию и развитию. Прежде всего, следует отметить практическое отсутствие крупных мультимодальных контейнерных терминалов с участием нескольких видов транспорта, что сдерживает развитие интермодальных перевозок грузов в унифицированных контейнерах и, соответственно, не способствует привлечению международных транзитных грузопотоков на транспортные коммуникации Московского региона.

Недостаточным следует признать и уровень транспортно-логистического сервиса. В первую очередь, необходимо создание надежной системы информационно-логистического сопровождения контейнерных перевозок на всем пути следования "от двери до двери". Крайне важно при всех крупных терминалах иметь пункты по ремонту и обмену контейнеров, службы охраны и круглосуточного теле- и видеонаблюдения, другие формы логистического обслуживания по запросу клиентуры. Необходимо упрощение и ускорение таможенных процедур, повсеместное внедрение электронного документооборота.

Большинство контейнерных терминалов, находящихся на территории Московской городской агломерации, не имеют возможностей для своего дальнейшего расширения и развития; отсутствуют и надежные подъездные пути к ним. Так, контейнерный терминал Московского отделения Октябрьской железной дороги расположен на Комсомольской площади среди плотной городской застройки с высокой интенсивностью движения автомобилей и постоянными пробками на автомобильных дорогах, в том числе на подъезде к терминалу.

- Однако общеизвестно, что в последние год-два контейнерные терминалы в Подмосковье развиваются особенно активно

- Действительно, развитию контейнерных терминалов как элементов транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающих высокий экономический эффект, сейчас уделяется большое внимание как со стороны государственных, так и коммерческих структур. С переходом России к рыночной экономике, расширением внешнеэкономических связей и развитием предпринимательства изменилась структура грузопотоков и увеличилась доля так называемых терминально-ориентированных, тарно-штучных грузов, наилучшим образом приспособленных для перевозки в контейнерах.

И все же следует отметить, что наша страна существенно отстает от европейских государств в развитии контейнерных перевозок, поэтому нам приходится ускоренными темпами наверстывать упущенное, чтобы войти в мировую транспортную систему в качестве равноправного партнера.

- Как, на Ваш взгляд, ситуация будет развиваться в дальнейшем? Какие Вы видите здесь перспективы, или возможные трудности?

- Сегодня отсутствие достаточно развитой транспортно-логистической инфраструктуры в крупнейшем мегаполисе России и мира Москве, а также Московской области, не позволяет в полной мере удовлетворять потребности региона в транспортных и складских услугах, не обеспечивает должный уровень сервисного обслуживания клиентуры, сдерживает реализацию внешнеторгового и транзитного потенциала и приводит к крупным как прямым, так и косвенным потерям в виде упущенной выгоды.

Наиболее конструктивный путь решения проблемы заключается в создании в МТУ опорной сети мультимодальных транспортно-логистических центров, обеспечивающих координацию и взаимодействие всех видов транспорта, консолидацию участников транспортно-распределительного процесса, внедрение передовых логистических технологий, включая развитие интермодальных перевозок грузов в унифицированных контейнерах. К примеру, министерство транспорта и связи Московской области разработало Программу "Развитие транспортно-логистической системы в МО в 2006-2010 гг.", которая не так давно получила одобрение на заседании правительства области. В частности, данной программой предусматривается создание ряда новых контейнерных терминалов в составе намечаемых к строительству логистических парков и мультимодальных терминально-логистических комплексов.

Кроме того, определяющее влияние на перспективу развития (на период до 2010 года) контейнерных терминалов и других объектов транспортно-логистической инфраструктуры в Московском транспортном узле и в других регионах России должна оказать подпрограмма "Развитие экспорта транспортных услуг", разработанная Министерством транспорта РФ. Она направлена на реализацию комплексных проектов в области развития транспортной и логистической инфраструктуры и мероприятий инновационного и организационно-правового характера, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, а также из внебюджетных источников, в том числе отечественных предпринимателей и иностранных инвесторов. Мероприятия подпрограммы предусматривают совместную реализацию инфраструктурных проектов комплексного развития Московского транспортного узла, включая реконструкцию Центральной кольцевой автодороги и создание большого логистического кольца в Московской области.

РЖД-Партнер; 10.10.06